Правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий в России механизм квотирования загрязняющих атмосферу выбросов, пишет «Коммерсантъ».
Законопроект устанавливает понятие системы сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах, которые будут отталкиваться не от предельно допустимых концентраций выбросов загрязнителей, а от общих допустимых объемов загрязнений воздуха (в тоннах) на основании данных о выбросах вредных веществ всех стационарных и передвижных источников загрязнения воздуха. Квоты на допустимые выбросы должны распределяться между всеми хозяйствующими субъектами населенного пункта, кроме предприятий, отнесенных к четвертой, наименее опасной категории. В порядке эксперимента квоты должны быть введены в 12 городах — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске и Чите.
Примечательно, что в первой версии документа говорилось, что если предприятие не укладывается в квоту, то оно обязано провести комплекс природоохранных мероприятий. В результате должен быть поэтапно достигнут установленный норматив. В новой же версии предприятию предлагается реализовывать «компенсационные» мероприятия, перечень которых должен быть сформирован уполномоченным органом субъекта РФ».
По всей видимости такие изменения были внесены под давлением промышленников: предприятия смогут просто «откупится», загрязняя воздух и дальше.
Подобная практика давно существует в Нижнем Тагиле: к примеру весной ЕВРАЗ НТМК выделил более 1 млрд рублей на строительство моста через пруд, тем самым получив негласное разрешение на дальнейшие выбросы. Предприятию выгоднее выделять какие-то суммы на инфраструктурные и социальные нужны муниципалитета, чем вносить дорогостоящие изменения в производство для снижения выбросов.
С другой стороны крупные промышленники в СМИ активно критикуют документ, указывая, в частности, на возможную коррупциогенность нового механизма регулирования.
«Чиновники напридумывают мероприятия, которые нам надо будет профинансировать. Одно дело закупить автобусы, другое — построить метро или отселить весь город подальше от загрязнителя»,- прокомментировал собеседник «Коммерсанта» в крупной промышленной компании.
Также представители предприятий отмечают, что другие источники загрязнения воздуха, в том числе автотранспорт, квотами не ограничены, а в самом законопроекте содержатся упоминания о регулировании дорожного движения, но не звучит конкретики.
Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с резкой критикой нового механизма регулирования: в частности, представители рынка заявляли, что для многих предприятий единственный путь достижения показателей квот — закрытие производства или снижение объёма производимой продукции, что скажется в том числе на снижении доходов граждан и приведёт к значительному сокращению рабочих мест.