24 мая стартовали внутрипартийные выборы «Единой России». Их победитель получит право баллотироваться от партии власти на сентябрьских выборах в Госдуму. Праймериз ЕР называют репетицией основных выборов, а основные кандидаты даже на начальном этапе не жалеют ресурсов для своего продвижения. Так жители Нижнего Тагила удивляются финансовым возможностям топ-менеджера «Уралвагонзавода» Константина Захарова, чьи билборды и агитаторы рекомендуют «поддержать своих».
Генеральный директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков раскрыл темную сторону предвыборной кампании - сколько нужно потратить, чтобы заполучить мандат депутата по одномандатному округу. По его словам, вилка затрат составляет 1-3 млн долларов. Средняя цена в рублях для стандартного округа с 500 тыс. избирателей, как Нижнетагильский, - 140 млн рублей.
«Испокон веков политтехнологи считали смету так: 50% от общей численности (хотя в 2011 явка была - 60,21%, а в 2016 - всего 47,88%), от этой явочной численности берется контрольный пакет голосов - 51% и эта сумма умножается на 1 тыс. рублей (иногда считают по 3-5 долларов на избирателя от общего числа). Получаем среднюю стоимость кампании в 125 млн. руб. или $1,7 млн. В принципе - это сумма под ключ с работой "поля" (агитаторы на земле), медиа, социологией, АПМ (агитматериалы), юристами, зарплатой штаба и т.д.», - поясняет Гращенков в своем Telegram-канале.
Далее идут в ход повышающие или понижающие коэффициенты, в зависимости от конкуренции в округе. По словам Гращенкова, в 2016 году некоторые кампании обошлись в сумму 30-50 млн рублей. С другой стороны, были и рекордсмены по тратам - около 500 млн за мандат. К примеру, самый дорогой мандат – на Кавказе (около 5 млн. долларов), а самый дешевый – в некоторых регионах ЦФО и ПФО.
«Важный параметр влияющий на стоимость: узнаваемость и админресурс. Если кандидат известный в округе человек (реальная узнаваемость, а не мнимая), то это может помочь сэкономить до 20% бюджета. Если есть свой медиа ресурс (газеты, баннерные площадки и проч.) - еще столько же. Административный ресурс - это вообще гарант победы, так как на некоторых территориях (к примеру в моногородах), все решает директорат предприятий. У власти, как правило, админресурс - это ключевая стратегия мобилизации (школы, предприятия, госслужащие), в этом случае бюджет расходуется в основном на содержание штаба», - говорит политолог.
Напомним, ранее экс-депутат Гордумы Нижнего Тагила Андрей Муринович оценивал кампанию в Нижнетагильском одномандатном округе в 50-60 млн рублей. Вероятно, скидка была сделана как раз из-за моногорода: основной кандидат имеет поддержку градообразующего завода, а также админресурс мэрии.
Гращенков напоминает, что официальный избирательный фонд одномандатника ограничен 40 млн руб.