Внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД, в рамках неё устанавливают «умные» светофоры) в Нижнем Тагиле, на которую за последние годы потратили порядка 250 млн рублей, проходит как одно из мероприятий комплексного плана федпроекта «Чистый воздух» (правда без конкретных целей снижения объемов выбросов). На экологическую составляющую организации «умного» движения указывают власти и в госдокладе «О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2022 году».
«С 2020 г. город Нижний Тагил принимает участие в реализации мероприятий «Внедрение интеллектуальных транспортных систем» <...> В 2022 г. была продолжена работа по АСУДД. Внедрение в г. Нижний Тагил АСУДД оказало положительное воздействие на эффективность регулирования дорожного движения как на светофорных, так и других объектах, позволило повысить пропускную способность автодорог, существенно снизить суммарные задержки транспортных средств, снизить заторы, повысить безопасность дорожного движения, сократить расход топлива и уменьшить негативное воздействие выхлопных газов на окружающую среду», — говорится в документе.
Объективных показателей, с помощью которых можно в динамике оценить ситуацию с движением в городе, в открытом доступе нет. За исключением одного: с 1 июля 2023 года «Тагильский трамвай» вынужден был ввести новое расписание с увеличенным временем оборотного рейса. В числе названных причин такого решения — рост числа светофоров в городе. Логично предположить, что по аналогии с трамваем автомобили также стали дольше преодолевать один и тот же маршрут, выбрасывая больше вредных веществ, что противоречит комплексному плану федпроекта «Чистый воздух» и выводам госдоклада.
Стоит отметить, что экологическая составляющая внедрения АСУДД является второстепенной — деньги выделяются по линии нацпроекта «Безопасные качественные автодороги», основная цель которого повышение безопасности. Но и здесь всё далеко от идеала: количество аварий в Нижнем Тагиле в 2023 году выросло на 46%. Правда формально город войдёт в число образцовых. Дело в том, что главный показатель, по которому оценивают успех реализации нацпроекта — снижение риска гибели участников дорожного движения. В 2030 году он должен составлять не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Нижний Тагил его уже перевыполнил: число погибших снизилось с 26 до 10 человек за год. В то же время на треть выросло количество травмированных: с 257 до 351 человек.
На организацию «умного» движения в Нижнем Тагиле с 2020 года потратили порядка 250 млн рублей, большая часть из которых пошла на создание центра управления, установку и модернизацию «умных» светофоров с удалённым управлением, а также монтаж детекторов параметров транспортного потока с видеокамерами.