1 ноября 2020 года Серовскому тракту исполнилось 35 лет. Строительство трассы Екатеринбург (Свердловск) – Нижний Тагил – Серов началось в далёком 1975 году, а движение по магистрали открыли только 1 ноября 1985 года. Чтобы сохранить темп работы и рационально распределить технику и людей, дорогу строили сразу с двух сторон – на встречу друг другу. Дорожникам, пришлось прокладывать полотно сквозь горы, леса и болота, сообщает «E1.RU».
Идею построить Серовский тракт выдвинул в 1973 году Борис Ельцин, который на тот момент являлся первым секретарем обкома партии (то есть отвечал за стратегические вопросы, а не специализировался на дорогах). На разработку документации ушли годы, и только в 1975 году начались первые строительные работы. Кроме того, разрешения на возведение отдельных участков магистрали выдавались постепенно. Так, например, осенью 1976 года был одобрен проект строительства участка Малая Лая – Баранчинский протяжённостью 5 километров.
Всего 35–40 лет назад города севера Свердловской области не имели автомобильной дороги, связывающей их со столицей региона. Добраться до Екатеринбурга (тогда Свердловска) можно было только по железной дороге. Строителям пришлось возвести 345 километров автомагистрали сквозь скалы, леса и болотистую местность. Прокладывать новую дорогу решили методом народной стройки – технику и специалистов направили из 26 городов и районов области. Занимались прокладыванием трассы две дорожно-строительные организации — Свердловскавтодор и Свердловскдорстрой.
Скальная выемка на автодороге Свердловск — Серов в направлении Нижнего Тагила
Работы на 33 км будущего Серовского тракта
Следствием строительства трассы с двух сторон – от Серова и от Свердловска, стало разное полотно дороги. Так, в направлении Серова его укладывал Свердловскавтодор, поэтому южная часть магистрали построена с применением асфальтобетона. А в направлении Свердловска укладка дорожной одежды велась предприятием Свердловскдорстрой с помощью комплекса машин «Автогрейд», поэтому северная часть трассы построена из цементобетонного покрытия. Работа над будущим Серовским трактом не останавливалась даже зимой. Поначалу не хватало специалистов и опыта, а для многих дорожников того времени данная автодорога стала суровой школой, которую они вспоминали всю жизнь.
Согласно публикации газеты «Уральский рабочий» от 31 мая 1980 года, в стройку трассы уже было вложено 340 миллионов рублей — космические по тем временам деньги. Также в этой статье рассказывается о том, как партийный штаб содействия дорожному строительству под председательством Бориса Ельцина в целом анализирует ход строительства.
1 ноября 1985 года два специализированных дорожно-строительных предприятия завершили возведение Серовского тракта и встретились в районе города Кушвы, на тот момент данную автодорогу называли уральским БАМом.
«"БАМ" открылся! Позавчера ранним утром у границы города Серова собрались десятки людей — тех, кто строил его. Здесь, где начинался первый километр, состоялся митинг. И вот разрезана алая лента, пересекшая трассу. Лучшим из лучших строителей оказана честь первыми открыть сквозное движение», – слова корреспондента об открытии трассы, опубликованные в «Уральском рабочем» 3 ноября 1985 года.
Как пишет «E1.RU», на сегодняшний день длина Серовского тракта составляет 384 километра и 56 метров. На дороге построено 17 транспортных развязок, а интенсивность движения местами достигает 36 тысяч автомобилей в сутки.