НТГСПИ (филиал РГППУ), где за последние 5 лет на 17% сократилось количество бюджетных мест на дневную форму обучения, не может закрыть потребности города в новых учителях, утверждают руководство филиала и городское управление образования.
По их мнению, чтобы в ближайшее время не получить в тагильских школах кадровый дефицит, контрольные цифры приема в институт нужно увеличить в два раза. Кроме того, в НТГСПИ увеличение бюджетных мест воспринимается как гарантия сохранения института и его педагогического коллектива.
Решение об изменении контрольных цифр приема в вуз принимает Министерство образования и науки Российской Федерации. Ходатайствовать об этом должно будет региональное министерство. Чтобы обсудить ситуацию, в Нижний Тагил в конце января были приглашены заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Зеленов и ректор РГППУ Евгений Дорожкин. Встреча состоялась в педагогическом институте, сообщает tagilka.ru.
Дальше будет только хуже
В управлении образования Нижнего Тагила составили прогноз потребности в учителях на ближайшие пять лет. Согласно ему, до 2022 года в Нижнем Тагиле могут освободиться 89 ставок учителей математики, 84 – учителей русского языка и литературы, 70 – учителей начальной школы, 58 ставок преподавателей иностранного языка и 53 ставки историка.
Почти треть педагогов в тагильских школах – старше 50 лет.
- Основная доля педагогов в школе – в возрасте от 30 до 50 лет (53%), до 30 лет – 18%. Последние 10 лет увеличивается количество стажистов. Средний возраст учителей математики 53,5 года. Мы можем столкнуться с тем, что через два года учителя математики массово уйдут из школ, а заменить их будет некому, - сообщил Игорь Юрлов.
Сегодня потребность в предметниках тоже есть, хоть и не такая высокая. В банке вакансий центра занятости Нижнего Тагила 20 предложений для учителей, причем половина – по математике и русскому языку.
Между тем, 98% ставок в школах закрыты. Зачастую вакансии до центра занятости не доходят – часы распределяются между работающими в школе учителями. По словам Игоря Юрлова, это негативно сказывается на качестве подготовки учеников: «Интенсификация труда учителей снижает качество образования».
Это подтвердила и выступавшая на встрече председатель городской организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Кузнецова.
- Педагоги работают с нечеловеческой нагрузкой. Неслучайно раньше была пенсия по выслуге лет, потому что выгорание педагогов колоссальное. Тем более сменилось поколение детей, они сегодня очень непростые. И неслучайно происходят пермские события – где-то мы недорабатываем, - сказала она, напомнив о пермской трагедии. Два школьника с ножами напали на других учеников и учительницу.
У вуза есть возможности, у абитуриентов – желание
В 2017 году на дневное отделение НТГСПИ поступили 184 человека (в 2013-м их было 223). На основании статистики последних лет можно говорить о том, что в школы ежегодно трудоустраивается порядка 90 человек, сообщила директор института Лилия Егорова.
- Потребность города в педагогических кадрах больше примерно в два раза. Нам нужно увеличивать количество контрольных цифр приема в два раза. Для этого у нас есть все условия: кадры, учебные площади и общежития, – заявила Лилия Егорова.
Она подчеркнула, что в вузе есть конкурс, поэтому места пустовать не будут. В этом учебном году конкурс по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература») составил 3,2 человека на место, на профиль «Иностранный язык» - 3,47, «История, обществознание» - 5,75.
При этом нельзя сказать, что выпускники не спешат идти работать по специальности, утверждают в вузе. Среди выпускников, не дошедших до тагильских школ, те, кто уезжает из города, продолжает обучение или уходит в декрет. Кроме того, по некоторым специальностям вакансий нет - например, учителя биологии.
На факультете естествознания, математики и информатики НТГСПИ сообщили, что 80% выпускников трудоустраиваются по специальности. Многие начинают работать в школах еще студентами.
- Ежегодно у нас выпуск не более 15 человек, не все обучающиеся доходят до 5-го курса. У нас двойные профили «математика-информатика» и «физика-информатика». Мы вынуждены чередовать их, потому что нам выделяют мало бюджетных мест. На профиль «математика» в 2016 и 2017 годах набор был только на заочную форму обучения. В этом году мы выпускаем 13 человек, три года назад был выпуск пять человек. При этом не все трудоустраиваются, многие уезжают домой – у нас учатся ребята со всего севера области, - рассказала заведующая кафедрой естественных наук и физико-математического образования Ольга Полявина.
Судя по данным приемной комиссии, у абитуриентов есть желание преподавать математику. В 2015 году, когда учителей математики и информатики набирали на очное обучение, конкурс был 4 человека на место.
С кандидатской степенью – в детский сад
Еще один аспект проблемной ситуации, которая сложилась в институте, - это сокращение вузовских преподавателей. С 2013 года из института ушли 85 преподавателей (из 187 человек к 2017 году остались только 102). Количество педагогов в высших учебных заведениях зависит от количества студентов. В 2016 году этот норматив изменился – 1 к 12.
- Под сокращение изначально попали преподаватели пенсионного возраста. Но мы вынуждены были затронуть ряд людей, которые имеют работоспособный возраст. У нас и студентов становится меньше, еще и соотношение меняется. В таких условиях мы вынуждены сокращать ставки, - отметила Лилия Егорова.
Часть педагогов, многие с кандидатскими степенями, устроились в школы и даже детские сады. Их коллеги уверены, что они готовы вернуться в институт, если им будет предоставлена такая возможность.
- В отличие от коллег в школах, мы не можем работать на 1,2 и 1,8 ставки. Мы завязаны на количество часов, которое связано с количеством бюджетных мест. Будет оно увеличено, будут и ставки. Вернутся те, кто ушел из вуза. У нас заработная плата выше в 1,5 раза, чем у школьного учителя, - заявила на встрече одна из преподавателей.
Ответное слово
Гости из Екатеринбурга отнеслись к доводам коллег из Нижнего Тагила с недоверием. Представители РГППУ на встрече отметили, что создавать дополнительные места бессмысленно, если работающие учителя не захотят уходить на пенсию или уступить молодым специалистам учебные часы.
После завершения встречи Евгений Дорожкин сообщил, что пока доводы местных властей и руководства филиала для него прозвучали неубедительно.
- Сегодня мы видели данные о том, что школы обеспечены учителями на 98%. Но это сегодня. Нам нужна динамика выхода учителей из системы образования, тогда мы будем понимать развитие ситуации. Мы должны четко знать, для кого мы увеличиваем контрольные цифры приема, каковы потребности муниципалитета и по каким специальностям. Если мы это будем знать, мы готовы просить федеральное министерство увеличить цифры, - сказал ректор РГППУ.
Заместитель министра Юрий Зеленов выразил готовность встретиться с представителями нижнетагильского института еще раз. К 18 февраля город должен предоставить в министерство общего и профессионального образования Свердловской области обоснованные расчеты, на сколько нужно увеличить контрольные цифры приема в вуз.
Текст: tagilka.ru, фото: Николая Митина