В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

Почему в Нижнем Тагиле буксует «Чистый воздух»

В Нижнем Тагиле уже третий год реализуется федеральный проект «Чистый воздух». Согласно его первоначальным целям, к 2024 году в городе должен быть уменьшен совокупный объем выбросов вредных веществ на 20% от уровня 2017 года.

На очередном совещании с губернаторами, вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве вопросы экологии, поставила Нижний Тагил на второе место по степени выраженности аэрогенных рисков. Хуже лишь в Челябинске. Данное ранжирование составил Роспотребнадзор по совокупности оценки показателей, среди которых численность населения в зонах воздействия загрязняющих веществ, а также тяжесть последствий для здоровья человека. Основой же стали расчеты Росприроднадзора по загрязнению воздуха.

Реализация федпроекта «Чистый воздух» буксует во всех 12 городах-участниках и нет уверенности, что поставленные цели будут достигнуты. Совокупные выбросы по всем городам снизились на 71,9 тыс. тонн, что составляет лишь 4,6% от запланированных к 2024 году 1,5 млн тонн.

Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова на совещании рассказала о правовых проблемах: сейчас у государства попросту отсутствуют возможности как оперативного мониторинга выбросов, так и реагирования на их фактическое изменение. Ведомство не может отслеживать объёмы и состав выбросов в реальном времени, а ответственность для предприятий за нарушение установленных квот фактически отсутствует. Отчетности формируются расчетным способом, что не соответствует фактическим выбросам. Таким образом, даже не известен реальный объем загрязнения от предприятий. Все эти вопросы требуют законодательного регулирования, а соответствующие инициативы спотыкаются о промышленное лобби.

Есть проблемы и с финансированием: в 2020 году освоено лишь 0,74 млрд рублей из выделенных 17,46 млрд из-за того, что регионы не смогли обосновать траты в рамках федпроекта. Из-за этого и пандемии власти решили порезать его: 54 млрд рублей расходов на «Чистый воздух» было изъято в резервный фонд правительства. Таким образом общие расходы на федпроект сократились более чем в два раза — до 42,2 млрд. Промышленники также польностью не выполняют свои обязательства: «бумажные» вложения загрязнителей достигли 279 млрд из обещанных 495,7 млрд.

Затронула госпожа Абрамченко и увлечение местных властей автобусами, которые закупают на средства федпроекта. По ее словам, работа по снижению выбросов не должна сводиться только к переводу общественного транспорта на другие виды топлива и энергии.

«Такие меры по экспертным оценкам дадут ощутимый эффект в рамках федпроекта в объеме не более 3%. Важна активизация работы с крупными загрязнителями», — указала вице-премьер губернаторам.

Нижний Тагил уже воспользовался такой возможностью, купив 17 автобусов на газомоторном топливе. Но эффективность траты средств именно в разрезе экологии вызывает большие сомнения. Они заменят старые ГАЗели и ПАЗы, которые и так уже работали на газу. Однако купить автобусы и отчитаться о реализации экологического проекта местным чиновникам куда проще, чем реально работать с загрязнителями.

И наконец финальным ударом стал июльский указ президента о национальных целях развития России до 2030 года. Этим документом реализация нацпроектов переносится с 2024 на 2030 год, одновременно усложнив их цели. Так по «Чистому воздуху», нужно обеспечить двукратное снижение выбросов в городах участниках, но только к 2030 году. Цель 20% к 2024 году фактически отменяется.

В соответствии с указом, правительству было поручено обновить паспорта всех нац- и федпроектов, но до сих пор этого сделано не было. В итоге сейчас даже не известно, какие цели поставлены как перед властями, так и перед бизнесом.

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх