За 9 млрд рублей Нижний Тагил не стал светлым. Вероятно, большая часть денег ушла в Москву.
В 2019 году заканчивается основной этап скандальной программы «Светлый город» в Нижнем Тагиле: строительство объектов наружного освещения, поэтому можно подвести итоги. И они печальные.
В 2014 году Нижний Тагил заключил контракт жизненного цикла по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения «Светлый город» с холдингом «Швабе» (входит в «Ростех»). Его стоимость более 9,3 млрд рублей, для сравнения бюджет Нижнего Тагила на 2019 год равен 14 млрд рублей. Контракт рассчитан на 28 лет и до конца 2019 году должен быть завершен основной этап: строительство объектов. После пойдет уже обслуживание, то есть простая замена лампочек.
Подписание контракта между гендиректором ОАО «Швабе» Сергеем Максиным и главой Нижнего Тагила Сергеем Носовым. В церемонии лично принял участие глава «Ростеха» Сергей Чемезов
В течение 25 лет в рамках контракта Нижний Тагил будет платить «Швабе» порядка 370 млн рублей ежегодно. О вероятных проблемах с обслуживанием контракта начали говорить практически сразу после подписания договора. Региональный Минфин, общественники и депутаты Заксобрания указывали на неприемлемую цену контракта и пытались его обжаловать через ФАС и прокуратуру, однако мэрия Нижнего Тагила все суды выиграла.
В результате реализации проекта, тагильччане должны были получить светлый и безопасный город, а также снижение затрат бюджета на электроэнергию. Ни одна из целей не была достигнута, а жители вообще не заметили разницы.
В программе заявляется «установка энергоэффективного оборудования» за счет чего, по идее, должны сократиться и расходы на электричество. Но что-то пошло не так.
В сентябре городские власти попросили на согласительных комиссиях в областном правительстве 151 млн рублей на наружное освещение города в ночное время суток. Выяснилось, что из-за «Светлого города» эксплуатационные расходы бюджета на электроэнергию только выросли. Чиновники объясняют это просто: выросло количество светоточек. С одной стороны логично, но с другой смахивает на аферу.
Так по данным документации проекта, до его реализации в городе было 15,7 тыс электроточек, 82% из которых устаревшие ртутные. Их мощность варьируется от 500 до 1000 ватт. К концу 2019 года в Нижнем Тагиле появятся дополнительно 21 тысяча энергоэффективных ламп. Самыми экономичными являются светодиодные, их мощность порядка 100-200 ватт.
Итого разница в энегропотреблении в 5-10 раз. Путем нетрудного подсчета можно выяснить, что при замене всех городских энерготочек на энергоэффективные, энергопотребление должно снизиться в два раза. И это с учетом прибавки в 21 тысячу новых светильников. Конечно, мы не брали в расчет подсветку некоторых зданий и парков, однако их количество в Нижнем Тагиле несущественно.
Однако данные тагильских чиновников говорят об обратном: в 2018 году на 15,5% вырос расход электроэнергии от уличного освещения, в 2019 году цифра будет еще больше.
Откуда такой парадокс? Достаточно поднять голову: компания «Швабе» попросту экономит, устанавливая светодиодные лампы лишь на демонстрационных маршрутах, а в большинстве случаев, меняя опоры, ставит дешевые, возможно даже прежние ртутные лампы, которые никак не являются энергоэффективными. В лучшем случае используют натриевые, от которых повсеместно отказываются в пользу светодиодных.
Опоры новые, а вот лампы старые, которые и светят соответствующе
Вот на такое освещение рассчитывали тагильчане за 9 млрд рублей
То ли в «Ростехе» лукавят, то ли действительно не знают об энергоэффективности их решений, но на сайте госкорпорации регулярно появляются такие пресс-релизы.
«Разработки Ростеха помогают формировать комфортную городскую среду и экономить для бюджета десятки миллионов рублей ежегодно. Так, реконструкция системы городского освещения в Нижнем Тагиле уже позволила сократить потребление электроэнергии более чем на 20 млн кВт в год», - говорится в материале на сайте «Ростеха».
Стоит взглянуть на цели программы, которые декларировались на официальном сайте города: появится возможность регулировать степень освещенности города и пешеходных переходов в результате чего должно на 30% снизится количество ДТП, а аварий с пешеходами будет меньше аж на 68%.
Но тагильчане жалуются: уличное освещение включают поздно, когда становится совсем темно, а ночью и вовсе его выключают, что сказывается не только на количестве ДТП, но и общей криминогенной обстановке.
Наглядный пример реализации программы: вместо точечного освещения «зебр» и подсветки пешеходов, как делается в европейских городах, компания «Швабе» просто установила несколько светящихся знаков «пешеходный переход». Причем преподносилось это как достижение, о котором писали все городские СМИ.
Пешеходный переход в Брюсселе
Переход в Гааге
К реализации программы «Светлый город» были претензии и у депутатов городской думы. В начале года Владимир Антонов отметил, что к нему обратились жители домов на Новой Кушве с жалобой на отсутствие освещения на нескольких улицах микрорайона. Тогда еще и. о. замглавы Нижнего Тагила по горхозяйству и строительству Владимир Юрченко пояснил, что «в программу, к сожалению, попали не все улицы, в данном случае им не повезло».
«У тагильчан создалось впечатление, что абсолютно на всех улицах будет заменено освещение. Они ждут. Но это не так – некоторым не повезло», – заявил Владимир Юрченко.
И все это за 9,3 млрд рублей.
Возникает логичный вопрос: разве мэрия не могла отдать работу по банальной замене опор, проводов и лампочек городской или муниципальной компании? Ведь по-сути они этим и занимались, просто как субподрядчики «Швабе». Зачем нужна была московская прокладка? По данным СМИ, экс-мэр Сергей Носов некогда был советником главы «Ростеха» Сергея Чемезова, а «Швабе» как раз входит в «Ростех».
Интересно, что по проекту основные работы компания «Швабе» должна была завершить в 2018 году, однако сроки перенесли на конец 2019. На официальном сайте Нижнего Тагила был специальный презентационный раздел по «Светлому городу», однако в 2018 году со сменой городской власти его решили удалить. Видимо чтобы не раздражать жителей.