Последние дни федеральные чиновники и военные критикуют главную гордость Уралвагонзавода, танк «Армата», хотя ранее машина считалась надеждой уральского оборонзаказа. Разбираясь, что скрывается за неожиданными выпадами, «URA.RU» выяснило, что градообразующему заводу Нижнего Тагила придется ждать еще около 10 лет, чтобы интерес властей к боевой технике вернулся. Экономисты говорят, что для предприятия это будут тяжелые времена.
Главная гордость УВЗ не может попасть в массовое производство
Широкая публика впервые увидела танк «Армата» в 2015 году — на юбилейном Параде Победы 9 Мая. Это была сенсация: одна из особенностей танка Т-14 на платформе «Армата» в том, что экипаж располагается в особо прочной бронекапсуле, а башня необитаема и управляется дистанционно. Европейские специалисты заявляли, что смогут создать нечто подобное только через 15 лет. В СМИ появлялась информация, что при массовом производстве цена Т-14 составит около 250 миллионов рублей. Тогда еще гендиректор УВЗ Олег Сиенко заявлял, что армия получит до 2025 года 2300 современных машин.
Общая сумма заказа составила бы 575 миллиардов рублей. Для сравнения, бюджет Екатеринбурга на 2018 год — 36,5 миллиарда.
«Армата» была широко распиарена на всю страну в 2015 году. Уральская машина внушала гордость за отечественную оборонку
Однако в конце июля этого года прозвучало неожиданное заявление вице-премьера Юрия Борисова: разработка Уралвагонзавода проигрывает в стоимости существующим образцам. Выгоднее модернизировать уже имеющийся парк боевых танков Т-72, которые по своим возможностям якобы еще не уступают вероятному противнику. Затем об «Армате» высказался заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков. Он отметил, что машина сможет прослужить не менее 25-30 лет, при этом аналогично оценил и платформу «Курганец» Курганмашзавода.
Наблюдатели считают, что таким образом во властных и военных кругах начали давить на УВЗ, чтобы корпорация снизила цены на свои разработки.
«Современная военная техника очень дорогая, вне зависимости от того, где производится. Поэтому на повестку выходит проблема ценовой доступности, — объясняет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Например, Индия последние 15-20 лет думала об увеличении парка легких истребителей. Контракт выиграли французы, поставившие Rafale. Только индийцы хотели закупить 126 самолетов, а приобрели 36».
УВЗ придется приложить массу усилий, чтобы сохранить заказ
Военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке Виктор Баранец сказал «URA.RU», что машина еще дорабатывается. По оценкам Баранца, «Армата» может выйти на финальные испытания и через 10-12 лет, а «военное дело не может ждать». Поэтому власти и армия приняли менее затратное решение — модернизировать старый парк, а затем уже вернуться к Т-14.
«Пожалуй, „Армата“ — это единственная машина в мире, которая начинена таким количеством электроники. Когда я залез в нее, у меня было впечатление, что оказался в сложнейшем авиалайнере. Безусловно, вопрос, почему вдруг к „Армате“ пропал аппетит, объясняется тем, что испытания идут сложно», — считает Баранец.
Но уральский экономист Константин Селянин заявил изданию, что ни одно промышленное предприятие не сможет так легко пережить перенос оборонзаказа на десять лет.
«Для таких производств крупные оборонзаказы играют решающую роль. Я сам являюсь акционером одного из оборонных предприятий и вижу, как радикально изменились финансовые результаты, когда появился гособоронзаказ, — сказал Селянин. — Нынешняя ситуация будет иметь драматичные последствия. Ведь по таким заказам планы на бюджет строятся на 10-15 лет вперед. Кроме того, закупается специальное дорогое оборудование, заключаются контракты со смежными предприятиями. А если еще набрали специалистов из других городов? Ситуация для предприятия может оказаться более чем тяжелой».
На фото Т-72, в сторону которого был сделан выбор чиновников
«Уралвагонзавод» при этом является одним из крупнейших предприятий Свердловской области. По данным на начало 2017 года, здесь работает почти 30 тысяч человек. Предприятие в 2016 году тратило 31 млн рублей на обучение персонала, 1,5 млрд на социальные программы в Нижнем Тагиле. Как считают наблюдатели, срыв крупнейшего оборонзаказа может заставить руководство УВЗ пересмотреть расходы. Единственный шанс выжить - это большие контракты на обещанную модернизацию уже имеющийся танков Т-72, но в любом случае суммы будут несопоставимые.
От Уралвагонзавода никакой реакции на ситуацию с «Арматой» до сих пор не последовало. Советник генерального директора УВЗ Дмитрий Калениченко предложил обратиться по этому вопросу в пресс-службу, там от комментариев отказались.