Мусоросортировочный комплекс в Нижнем Тагиле должны запустить в ближайшее время, однако выяснилось, что население слишком мало платит за вывоз отходов, чтобы обеспечивать его работу. Власти в экстренном порядке повышают тариф вдвое, регоператор получит миллиарды субсидий из бюджета. При таком развитии событий вкупе с техническими проблемами стимулы качественно сортировать отходы и продавать их переработчикам совсем не очевидны.
Многомиллиардный мусоросортировочный комплекс (МСК) в Нижнем Тагиле, который по концессии достраивает «Облкоммунэнерго», продолжает аккумулировать проблемы. Он должен стать образцовым в Свердловской области, но выяснилось, что его работа не снизит тариф на вывоз для населения, а, напротив, увеличит его. В конце прошлого года свердловские власти приняли закон, который позволяет из бюджета проводить выплаты регоператору «Рифей», фактически субсидируя работу МСК. Схема такая: Региональная энергетическая комиссия устанавливает два тарифа — обычный и льготный, по которому и платит население, а разницу покрывает казна. Тогда ситуация не казалась критической: обычный тариф утвердили на уровне 944 рублей за 1 куб. м, льготный — 912,5 рублей. Субсидия составила всего 31,5 рубля с каждого кубометра.
Новые тарифы должны были вступить в силу с 1 июля, но выяснилось, что всё куда хуже. МСК даже при таких вливаниях из бюджета не выходит на рентабельность — платежи нужно увеличивать вдвое, чтобы запустить завод и держать его на плаву. 1 июля, в день индексации, РЭК в экстренном порядке повышает обычный тариф на 110%: с 944 до 1989 рублей за куб. м. По нормативам городской житель производит 0,168 куб. м отходов в месяц, таким образом, платёж населения должен взлететь до 334 рублей. Но это невозможно — в регионе предельный индекс изменения платы за ЖКУ установлен на уровне 9,8%, поэтому большую часть суммы, а именно 1077 рублей за каждый кубометр, благодаря новому закону, регоператору выплатят из бюджета. Согласно территориальной схеме, в АПО-1, который обслуживает «Рифей», в год образуется порядка 2 млн куб. м мусора, таким образом, ежегодная субсидия может составить около 2 млрд рублей.
Проблема не только в том, что оплачивать работу МСК будет население как напрямую, так и косвенно через казну. Многомиллиардные вливания могут лишить компанию стимула проводить качественную сортировку и продавать вторсырье переработчикам. «Что мешает этот мусор также закопать в землю, когда тебе в любом случае заплатят за работу?» — рассуждает наблюдатель.
Есть проблемы и другого характера: в ходе тестирования выяснилось, что китайское и отечественное оборудование, которое должно сортировать мусор на фракции, работает не идеально, поэтому рассматривается вариант ручной сортировки — отходы, поступающие на ленту, отбирают люди.
Напомним, на МСК будут свозить отходы не только из самого города и пригорода, но и соседних муниципалитетов. В прошлом году изменение терсхемы обернулось скандалом — на старте проекта власти обещали, что чужой мусор в Нижний Тагил не повезут.