Флагман отечественного автомобилестроения — «АвтоВАЗ» — за май не выпустил ни одного автомобиля из-за нехватки комплектующих. Тогда же компания полностью перешла под контроль государства: группа Renault, владеющая 67,5% акций, ушла из России. 16 мая президент Владимир Путин провёл совещание по автопрому.
Накануне встречи новый руководитель автозавода Максим Соколов рассказал, что «АвтоВАЗ» за три-четыре года разработает новую платформу на базе Лада Веста. На совещании глава государства дал понять, что российские автомобили должны быть не только хорошими, но и дешевыми («цены падают на металл, курс поменялся»), передаёт The Bell. Ключевые ноу-хау в автопроме должны быть «конечно же, российскими», сказал президент и поручил утвердить до 1 сентября новую стратегию развития автопрома с учетом «критических технологий для обеспечения глобальной конкурентоспособности».
Источники «Коммерсанта» в автоконцернах предполагают, что речь об огромных инвестициях в разработку каждого элемента вроде ABS. Дело в том, что электронные блоки этих систем могут производиться в Китае, но лицензии на технологии принадлежат США или Германии (Bosch), и, таким образом, поставки попадают под санкции. Чисто китайские альтернативы (Trinova, APG) существуют, но не дешевле, а с их доступностью и совместимостью были проблемы.
Современная автоплатформа стоит прогрессивно дороже с каждым новым поколением. Так, устаревшая французская B0 (на ней базируется не один десяток автомобилей, в числе которых Renault Logan, Renault Duster, Lada Largus), доступа к которой «АвтоВАЗ» теперь лишился, обошлась Renault-Nissan в сотни миллионов евро.
С уходом Renault из России Веста осталась единственной доступной «АвтоВАЗу» относительно современной разработкой — она уходит корнями в начало 2000-х. Но и она имеет солидный список иностранного оборудования. Шасси получилось удачным по ходовым качествам, однако его модернизационный потенциал ограничен: доработка до современных требований «нецелесообразна ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе», — говорил представитель завода еще в прошлом году. До «спецоперации» Renault планировал перевести Весту (и весь остальной модельный ряд «АвтоВАЗа») на свою новую «тележку» CMF-B.
Отдельный вопрос — основные агрегаты: единственная «автоматическая» связка мотор-вариатор для Веста чисто импортная и отныне недоступна, а в часто критикуемой трансмиссии-«роботе» с одним сцеплением импортный исполнительный механизм (ZF). Большая часть навесного оборудования также преимущественно европейского производства.
Эксперты «Коммерсанта» говорят, что новую платформу целесообразно проектировать под новые силовые агрегаты, но еще лучше — сразу под электротягу, чтобы сократить разрыв в компетенциях. Правда, в этом случае непонятно, зачем вообще связываться с Вестой, чисто «автомобильной» уже по силовой структуре кузова. Для возрожденного «Москвича», например, присматривают китайскую электроплатформу.
Сборку обновлённой Весты в этом году уже не возобновят.
Пока же «АвтоВАЗ» спасается как может: в июне началась сборка упрощенной Лада Гранта. Семейство без кондиционера, подушки безопасности, ABS, системы ЭРА-ГЛОНАСС, преднатяжителей ремней безопасности и иммобилайзера, с базовым мотором 90 л.с. с пониженным до Евро-2 эколассом и «механикой» стоит 678 300 рублей.
Полномасштабное производство обновленной Весты перенесено на начало 2023 года - в феврале завод успел собрать лишь несколько сотен таких автомобилей. С большой долей вероятности, флагманское семейство также будет существенно упрощено.