В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Новости Тагила в Telegram: t.me/v_tagile

ЕС согласовал «историческое» нефтяное эмбарго. Что это значит для России?

На уходящей неделе страны ЕС не без внутренних противоречий согласовали запрет на поставки российской нефти и нефтепродуктов из России. В Старом Свете событие назвали историческим, в России оно широко не освещалось. Журналисты The Bell собрали воедино информацию из мировых деловых изданий, которые побеседовали со специалистами отрасли и выяснили, что будет с бюджетом России и какую цену заплатят сами европейцы.

Что случилось

Полностью запрещается импорт российских энергоносителей в страны ЕС по основному каналу поставок — морем (на него приходится 75% российского нефтяного экспорта в Европу). Для нефти морской экспорт должен быть полностью свернут через шесть месяцев после одобрения эмбарго, для нефтепродуктов — через восемь.

Получать нефть из России по трубопроводу «Дружба» в виде исключения разрешат четырем странам — Венгрии, Чехии, Словакии и Болгарии (но их доля экспорте составляет меньше 8%). Остальные две — Германия и Польша — откажутся от отбора нефти из «Дружбы» до конца 2022 года. Срок действия исключения для четырех стран пока не установлен.

С конца 2022 года вводится запрет на страхование морских перевозок российской нефти в третьи страны. Покрытие 95% мировых танкерных перевозок обеспечивает зарегистрированная в Британии ассоциация профильных страховщиков International Group of P&I Clubs, которая должна будет соблюдать санкции ЕС.

Что это значит для России

Россия, по данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году экспортировала 231,6 млн т нефти, и 111,2 млн т из них (49%) пришлись на страны ЕС, а также Норвегию, которая ранее присоединялась к санкциям ЕС, и Великобританию, в марте заявившую о намерении отказаться от импорта российских нефти и нефтепродуктов к концу 2022 года. Для сравнения: доля Китая в российском экспорте составила 31% (71 млн т), а доля Индии — 1% (1,9 млн т).

Что делать

Для обхода эмбарго Россия может попробовать использовать посредников, маскирующих страну происхождения нефти и нефтепродуктов, или смешивать нефть с нефтью из других стран и давать смеси новое название, считают эксперты.

Развернуть поставки в Азию Россия сможет лишь частично. Аналитики норвежской Rystad Energy оценили для Reuters, что Россия сможет найти покупателей в других странах только на 1 млн б/с — это лишь треть выпадающего из-за эмбарго объема. Сдерживать рост экспорта в Азию будут инфраструктурные ограничения (лимит трубопровода и запрет перевозок европейскими танкерными компаниями).

Но и тот миллион баррелей в сутки, который можно будет развернуть в Азию, будет продаваться с запредельными скидками. По данным на середину мая, средняя цена российской нефти Urals составляла $73,24 — это на 32% ниже средней цены европейской Brent. Впрочем, после завершения острой фазы кризиса в Украине дисконты будут уменьшаться, полагают эксперты.

Что будет с бюджетом

Из предварительных расчётов следует, что безвозвратные (уже с учетом возможной переориентации в Азию) потери российского экспорта в результате решения ЕС составят около 2 млн б/с, а с учетом добровольных «самосанкций» крупных компаний — 3 млн б/с. Это 35–40% от всего российского нефтяного экспорта на начало 2022 года (8 млн б/с).

Оценки в деньгах разнятся: от $22 млрд до $60 млрд выпадающих нефтяных доходов в год. Выручка от продажи нефти и газа — крупнейший источник дохода России. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2021 году, по данным Минфина, составляла 36% (9 трлн из 25,3 трлн рублей). Основная доля приходится на нефть и нефтепродукты - до 85%, остальное - газ.

Удар по российскому бюджету будет смягчен неизбежным ростом мировых цен в результате ухода с рынка части российской нефти (налоговые поступления существенно вырастут), но в долгосрочной перспективе удельные нефтяные доходы российского бюджета в долларовом выражении могут сократиться на четверть.

Цена для ЕС

Свою цену заплатит и Европа. Отказ от сложившейся десятилетиями зависимости от российского энергетического экспорта будет длительный и дорогой процесс. Беднейшие страны будут состязаться с богатыми за нефть, а главное — за бензин и дизтопливо, в условиях растущей инфляции, достигшей в Евросоюзе уже беспрецедентных 8,1% в годовом выражении. Европейцы оплатят отказ от российской нефти ростом стоимости жизни, жилья, безработицы и энергетической бедности, оценить который достаточно точно пока невозможно.

Некоторые эксперты считают, что текущий энергетический кризис будет намного серьезнее и продолжительнее нефтяных шоков 1970-х.

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

В связи с регулярными высказываниями с элементами ксенофобии и межнациональной розни, а также постоянными жалобами в наш адрес, мы вынуждены временно отключить комментарии под некоторыми материалами.

Наверх