Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко дал развернутое интервью газете «Ведомости», в котором рассказал о текущей ситуации на предприятии, а также в оборонной и вагоностроительной отраслях. Сиенко, в частности, резко осудил введение западными странами санкций в отношении ряда отечественных бизнесменов и политиков, назвав их «полнейшей глупостью» и «амбициями группы людей», которые поставили под сомнение создававшиеся годами международные правила и законы.
По мнению Сиенко, по самому «Уралвагонзаводу» санкции вряд ли ударят напрямую – напротив, от украинской ситуации предприятие может даже выиграть. Возможно, украинским вагоностроительным заводам из-за политической ситуации придется прекратить поставку продукции в Россию, которая является главным рынком сбыта для них, поясняет Сиенко. Это пойдет на пользу УВЗ, хотя печальной ценой: «Все вагоностроительные предприятия на Украине закроются. Потому что никому в Европе эти вагоны не нужны, основной рынок — в России. Все средства, которые были потрачены этими предприятиями, — это все деньги российских банков. Не будет вагонов — будут проблемы у металлургов, будут проблемы у металлургов — будут проблемы у тех, кто выпускает руду, у энергетиков», – говорит Сиенко.
Европейские проекты УВЗ не сворачиваются: французский завод Sambre et Meuse, принадлежащий уральскому предприятию, продолжил свое развитие; сохраняется и совместный проект с польской PESA по поставке трамваев для правительства Москвы. Правда, из-за политического отказа Volvo Trucks от сотрудничества по созданию колесной БМП Atom, на эту машину УВЗ пришлось ставить свой двигатель, но Сиенко считает, что вышло удачно: «Мы поставили туда свой 600-сильный двигатель и великолепный модуль вооружений с 57-миллиметровой пушкой, все системы управления и электронику мы тоже можем сделать сами», – утверждает Сиенко.
Гендиректор УВЗ не скрывает, что предприятие переживает сложные времена, в первую очередь из-за спада на производстве вагонов. «2013 год был провальным», – заявил Сиенко, а ведь именно гражданский заказ приносит львиную часть дохода («С точки зрения гособоронзаказа мы особо премии не имеем», – говорит директор). Поддерживать спрос удается за счет поставок собственной транспортной компании «УВЗ Логистик»; так же будет и в 2014 году. Продажа вагонов самим себе не приносит прибыли, но позволяет не сокращать сотрудников и выполнять социальные обязательство. Последнее Сиенко называет «своей главной задачей».
Спрос на железнодорожную продукцию УВЗ ограничен, в том числе существующим в России разрешением на эксплуатацию старых вагонов. Это состояние транспортной отрасли Сиенко считает в корне неправильным и опасным. Ситуацию с постоянным продлением срока службы вагонов он называет «чистейшей уголовщиной» и предрекает: «Когда-нибудь это может обернуться катастрофой».
Существующее положение отчасти объясняется лоббистскими играми, и в словах Сиенко слышно недовольство политикой РЖД: «С РЖД соглашение до 2015 года, но оно не содержит строгих обязательств по покупке парка. По нему РЖД может купить по 15 тыс. вагонов в год. Такие соглашения всегда заключаются, когда на рынке дефицит вагонов. Как только он наступает, структуры РЖД нас заваливают просьбами продать вагон со скидкой 15%, хотя можно было бы продать по рыночной цене, но мы всегда идем им навстречу. Мы подсчитали, что теряем на таких контрактах доходов больше 10 млрд рублей. И почему-то в кризис цена на вагоны падает в 2 раза, а у РЖД все время растет тариф. Это какие-то непонятные условия. При этом мы не ходим в правительство и не просим у него денег, а другие ходят. Почему мы создаем механизмы, благодаря которым выживает предприятие, а другие не создают?», – говорит Сиенко.
Еще одна претензия к РЖД связана с судьбой инновационных вагонов РЖД повышенной грузоподъемности. Znak.com уже писал, что эта продукция не смогла получить тарифную скидку в результате экспертизы Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (входит в структуру РЖД), в отличие от продукции конкурентов – Тихвинского вагоностроительного завода, входящего в группу ИСТ. «Если начать официально разбираться с ВНИИЖТ, то это будет чистейшая уголовщина. И это не только мое мнение. ВНИИЖТ некоторым дает преференции на основании теоретических заключений… Представьте, например: на Олимпиаде спортсмен, который пришел последним, предъявляет справку о том, что у него физические качества лучше, чем у того, кто пришел первым, и ему присуждают победу на основании справки. Примерно так же происходит и во ВНИИЖТ. Странно, что наша продукция сначала была лучшей, а потом она стала неожиданно худшей», – негодует Сиенко. На вопрос «Ведомостей», не собирается ли он обращаться по этому поводу в компетентные органы, гендиректор отвечает: «Я думаю, что руководство РЖД само разберется. Я считаю, что их обманывают. Я много им об этом писал и говорил».
Интересуются у Сиенко и по поводу того, нет ли у него амбиций самому возглавить РЖД. «Я слышу это со всех сторон. Но у меня нет мечты работать в РЖД. У меня прекрасная работа, большая ответственность, много забот. Менять работу не входит в мои планы. Тем более президент РЖД Владимир Якунин – тяжеловес не только российской экономики, но и политики», – утверждает Олег Сиенко.
Поддержку, которую УВЗ оказал Путину в 2011-2012 году, Сиенко называет гражданской позицией. «Нельзя было допустить той ситуации, что сейчас на Украине. А ситуация в России была близка к этому. Таких крайних проявлений, конечно, не было, но по сути сценарий писан одним автором… Для людей, которые живут не в Москве, дестабилизация неинтересна. Мы только оправились от кризиса 2008 г. и окунулись в новый кризис – в 2013 г. Нация должна сплачиваться, когда трудно. Поэтому мы поддержали Путина. Все наши усилия привели к тому, что мы живем в стабильности. Путин оказывает предприятию поддержку», – поясняет он. В том числе, «финансовую, практическую, политическую». «Президент за нами следит с пристальным вниманием. Оказывают нам поддержку и областные власти – развивают инфраструктуру в Нижнем Тагиле. С нами считаются. Путин неоднократно посещал Нижний Тагил – это вдохновляет людей на заводе. Это является стимулом для того, чтоб работать», – говорит Сиенко.
Правда, по его словам, многомиллиардная программа перевооружения УВЗ, на 60% финансируемая из бюджета, подвергается оптимизации. Госпрограмма вооружение сокращается на 20 млрд (общее количество федеральных средств в программе модернизации – 117 млрд). «Поэтому мы идем в банки и занимаем средства под будущие заказы», – говорит Сиенко. Впрочем, по его словам, и до 2020 года (срок окончания программы перевооружения), и после предприятие будет чувствовать себя уверенно, а люди «не окажутся на улице».
В серьезном интервью есть и моменты, заставляющие улыбнуться. Обсуждая эргономику модернизированного танка Т-72, Синеко поясняет: существующие проблемы с эргономикой связаны, в том числе, с «акселерацией населения»: танк разработан полвека назад, и с тех пор члены экипажей просто в среднем стали больше. Новая техника УВЗ таких проблем иметь не будет, ее опробовали уже персоны самого крупного калибра: «Дмитрий Олегович Рогозин в [новый танк проекта «Армата»] залезал и замечаний не высказал, а вы знаете его габариты», – рассказывает Сиенко.
Работа полиции Нижнего Тагила по контролю над соблюдением «антиалкогольного» законодательства в городе продолжится.