Бывший водитель скорой помощи Нижнего Тагила Михаил Смольников продолжает борьбу против передачи транспортных услуг станции в частные руки. Весной он подал административный иск в Тагилстроевский районный суд о признании незаконными действий ГБУЗ СО «Городская станция скорой медицинской помощи города Нижний Тагил» в части введения аутсорсинга и приказа о сокращении штата.
29 июня состоялось предварительное заседание, на котором истец предоставил ответ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора), в котором говорится, что в Порядке оказания скорой медпомощи «установлены функции для водителя автомобиля скорой медпомощи, выполнение которых в рамках аутсорсинга, по мнению Росздравнадзора, не предоставляется возможным».
В документе также приводится мнение главного внештатного специалиста по скорой помощи Минздрава РФ, ректора ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, академика РАН, профессора Сергея Багненко, который напоминает, что услуги аутсорсинга в «скорой» неоднократно обсуждались на профильных комиссиях Минздрава.
«По итогам обсуждения было принято решение о нецелесообразности аутсорсинга автомобилей скорой медпомощи, поскольку служба скорой медпомощи является одной из экстренных оперативных служб, и в случае внезапного прекращения работы частной коммерческой организации, предоставляющей автомобили в рамках аутсорсинга, служба может оказаться без автомобилей. В результате этого население может лишиться возможности оказания ему своевременной скорой медпомощи, что особенно опасно при необходимости ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации», - пишет эксперт.
По мнению Багненко, опасен и вывод водителей из штата станции скорой помощи: согласно Трудовому кодексу РФ, забастовки на станции являются незаконными и не допускаются. В свою очередь сотрудники частных компаний могут их проводить, что ставит под угрозу оказание помощи населению.
Следующее заседание суда состоится в сентябре. Смольников говорит, что дело хотят перевести из административного производства в гражданское, чего ему не хотелось бы и отмечает скептицизм судьи.
Напомним, несмотря на введение аутсорсинга с 1 февраля, Михаил Смольников до июня был трудоустроен в штате станции, сократить его удалось лишь через суд. В январе водитель встречал с плакатом губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, а в марте пикетировал администрацию президента и Генпрокуратуру.
Предыстория
«РТ-Социальная сфера» стала единственным участником закупочных процедур на аутсорсинг в Первоуральске, Каменск-Уральском и Нижнем Тагиле, поэтому с компанией заключили соответствующие контракты общей стоимостью 1,34 млрд рублей. Аутсорсинг в Нижнем Тагиле обошелся в 651,5 млн рублей. По данным экспертов, это антирекорд при в пересчете на машино-час. Так, в текущем договоре на 2021, 2022 и 2023 годы его стоимость составляет 792 руб., 847,44 руб. и 906,76 руб. соответственно. Это на 30% выше, чем по аналогичным закупкам, проведенным в Самарской, Кемеровской, Волгоградской областях и, например, в том же Екатеринбурге, где один машино-час приравнивается к 380 руб., хотя эта стоимость указана без комплекта медицинского оборудования. По примерным расчетам компания будет зарабатывать по 350 тыс. рублей в день только на этой переплате. Закупку пытались обжаловать, но УФАС не нашла каких-либо нарушений.
«РТ-Социальная сфера» считается дочерней компанией Ростеха, однако согласно выписке ЕГРЮЛ, госкорпорации принадлежит лишь треть компании, остальное в руках физических лиц. Как писало ura.ru, техзадание для закупок готовили специалисты Ростеха: их видели в кабинетах министерства здравоохранения Свердловской области. Из запроса главврача станции скорой помощи Нижнего Тагила Сергея Безбородова в областной Минздрав стало известно, что после перехода на аутсорсинг стоимость машино-часа выросла почти в два раза. Руководитель попросил дать обоснование контракта, однако региональные власти не смогли этого сделать.
Согласно техзаданию, срок оказания услуг с 1 февраля 2021 года по 31 декабря 2023 года. Частная компания должна предоставить станции 33 автомобиля, из них 3 - будут являться резервными. В результате новые Ford и ГАЗели Next были заменены на ГАЗели Бизнес старого образца. Всего за три года должно быть оказано 766080 машино-часов, из них 240480 - в 2021 году. Частник должен предоставить своих водителей, а также заниматься обслуживаем транспорта.
Областные власти объясняют аутсорсинг необходимостью обновления парка «скорой», однако за несколько месяцев до этого в мэрии Нижнего Тагила говорили о его нормативном состоянии.