Накануне Дня учителя председатель Нижнетагильской городской организации профсоюза работников образования Людмила Кузнецова рассказала о реальном положении дел в сфере. Несмотря на выдающиеся успехи тагильских школьников на олимпиадах и рост числа медалистов, за фасадом красивой статистики скрываются серьёзные проблемы, связанные, прежде всего, с оплатой и нагрузкой учителей.
«Наше образование в Нижнем Тагиле – это действительно уникальная система образования. В ней работают изумительные педагоги. <…> Но педагоги работают на высоком накале напряжения», – констатировала Людмила Кузнецова в эфире ТК «Телекон». По её словам, постоянные нововведения, введение новых предметов и установок сверху требуют от педагогов максимальной отдачи и не всегда адекватно оцениваются с точки зрения оплаты труда. Особенно остро стоит проблема высокой нагрузки учителей.
«Два года назад мы проводили профсоюзный мониторинг. <...> Мы ужаснулись, потому что работать с такой нечеловеческой нагрузкой… Она уже тогда почти была две ставки, а сегодня она точно у большинства штатных работников – две и выше ставок», – рассказала Кузнецова.
Многие педагоги работают на условиях совместительства, вынуждены брать часы в нескольких школах, чтобы обеспечить себе достойный заработок и дать образование детям.
«В школах работают уже практически все, начиная от директора, завучей и заканчивая заместителями по хозяйственной работе, библиотекари, психологи – все практически ведут учебную нагрузку», – отметила профсоюзный лидер.
Эта ситуация ведёт к дефициту кадров, масштаб которого не виден на уровне статистики. «Кадровый голод постоянно скрывается на уровне статистики, потому что сегодня практически невозможно выставить на вакансию часы, а считается по вакантным ставкам. Если у вас не ведётся какой-то предмет, то это может привести к лишению лицензии», – пояснила Кузнецова, добавив, что директора являются заложниками такой ситуации, уговаривая педагогов взять дополнительную работу. Это сказывается и на уровне, казалось бы, достойной средней заработной платы в районе 60 тыс. рублей, которая фигурирует в статистических данных, однако она не учитывает нагрузку.
По словам Людмилы Кузнецовой, молодые специалисты не спешат идти в школы, а многие, поработав, уходят в другие сферы.
«Очень трудно сказать, сколько [молодых специалистов] придёт. Я знаю, что больше ста, но это вместе с дошкольниками, с дополнительным образованием, и далеко не все предметники: приходят логопеды, психологи. Если в педакадемии было выпущено всего четыре учителя русского языка и литературы, то подумайте, при таком голоде, сколько придёт?», – задалась вопросом лидер профсоюза.
Людмила Кузнецова отметила, что власть, как на региональном, так и на федеральном уровне, слышит обращения педагогов, но реальные шаги по решению этих острых вопросов пока делаются недостаточно активно.