Чиновники твердят, что школа полностью обеспечена всем необходимым, однако из года в год родители сталкиваются с поборами.
До Дня знаний осталось чуть более 2-х недель. С началом учебного года как никогда актуальной в повестке дня многих родителей становится тема школьных поборов. «ВЕДОМОСТИ Урал» разбирались в том, насколько законны существующие денежные сборы в школах, и как с ними бороться.
Как гласит Конституция Российской Федерации, а также вторят ей чиновники всех уровней, вплоть до высшего руководства страны, школьное образование в России является абсолютно бесплатным. На практике же едва ли найдется родитель школьника, которому не приходилось в той или иной форме финансировать обучение своего чада.
Речь идет о так называемых школьных сборах на нужды класса или школы, когда родителям, по сути, в ультимативной форме предлагается заплатить, например, за ремонт класса, школьного спортзала, благоустройство территории школы, услуги уборщицы или охраны, сдать деньги на приобретение учебников, рабочих тетрадей, на организацию каких-либо мероприятий, праздников и так далее - список можно составить внушительный...
Проблема эта обсуждается общественностью далеко не первый год, и в очередной раз вызвала резонанс, когда летом 2017 года президент Владимир Путин публично отчитал главу Калмыкии Алексея Орлова в связи с поступившими ему в ходе «прямой линии» жалобами жителей региона на требования в одной из школ приобретать детям парты за родительский счет.
«Послушайте, когда заставляют покупать учебники - это уже нарушение закона, но купить парту - это вообще что-то новенькое, я такого, честно говоря, вообще даже никогда не видел и не слышал», - отмечал тогда Путин.
В Генпрокуратуре ежегодно напоминают директорам школ о недопустимости взимания каких-либо принудительных сборов с родителей. Проблему школьных поборов неоднократно поднимала и министр образования и науки Ольга Васильева. Так, выступая с докладом на правительственном часе в Госдуме, министр заявляла, что никаких платных услуг в школе вообще быть не должно, а случай, когда в одной из школ в Московской области ученикам 6-го класса вменялись дополнительные платные занятия по русскому языку и математике, и вовсе назвала преступлением.
Ольга Васильева тогда выразила мнение, что для борьбы со школьными поборами необходимо принципиально менять закон об образовании, устанавливая подчинение школ напрямую государству.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева
Пока же практика сбора денег на разного рода школьные или классные нужды, увы, широко распространена во многих российских школах.
Школьные скандалы: добровольно-принудительная благотворительность
Два года назад в Екатеринбурге разразился скандал после того, как один из родителей учащихся престижной гимназии № 155 пожаловался в Антикоррупционный комитет по Свердловской области на денежные поборы. В заявлении, поступившем в адрес борцов с коррупцией, сообщалось, что при поступлении детей в 5-е классы гимназии родителям предлагалось внести от 10 до 30 тыс. руб. в качестве «добровольных пожертвований».
В ходе проверки, инициированной Антикоррупционным комитетом, прокуратура Железнодорожного района Екатеринбурга установила ряд нарушений. В частности, руководителем гимназии было утверждено положение, которым на родителей учащихся незаконно были возложены обязанности по участию в подготовке учреждения к новому учебному году, контроля организации горячего питания и медицинского обслуживания, созданию безопасных условий осуществления образовательного процесса. В этой связи органом надзора на незаконный локальный акт был принесен протест. Кроме того, было установлено, что заключаемые с родителями договоры пожертвования составлялись с нарушением требований действующего законодательства. Сумма пожертвований в них заранее определялась самим учебным заведением, а не родителями учащихся, что источает принцип добровольности внесения пожертвований и говорит о возможном понуждении родителей к внесению таких пожертвований.
По итогам проведенной проверки в адрес директора МАОУ СОШ Гимназия № 155 города Екатеринбурга прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные нарушения были выявлены и в работе фонда, организованного при лицее № 110 г.Екатеринбурга, на счетах которого аккумулировались родительские взносы, вносимые как добровольные пожертвования.
Между тем, нет сомнений, что аналогичная практика распространена и во многих других учебных заведениях по всей России. Однако большинство родителей смирились с тем, что бесплатное образование в наших школах стало довольно условным. Чаще всего родители подчиняются негласным правилам, сдавая в школу очередную сумму, и лишь немногие пытаются разобраться в том, насколько это законно.
Что можно, что нельзя
Родителям школьников следует знать, что каждое учебное заведение получает финансирование из муниципального иди регионального бюджета. И одной из главных задач любого директора является грамотное распределение выделяемых государством средств для решения актуальных проблем школы. Так, бюджетное финансирование предусматривает приобретение учебников и обучающих пособий, оргтехники, музыкальных инструментов, оборудования, инвентаря, компьютеров и других средств, необходимых в организации учебного процесса, оплату труда учителей и вспомогательного персонала учебного заведения, коммунальных услуг, ремонт здания и помещений школы, обустройство прилегающей территории. Соответственно, указанные расходы родители оплачивать не обязаны.
Сегодня из уст самых высоких чиновников мы слышим, что из федерального бюджета средств на образование выделяется достаточно, а значит, не должно возникать проблем ни с учебниками, ни с учебными пособиями и прочими школьными нуждами. Никакие дополнительные сборы с родителей законом не предусмотрены. Но даже если бюджетного финансирования не хватает, то руководство школы обязано своевременно принимать меры к его увеличению - проводить инвентаризации, подавать заявки в управление образования о выделении средств на обеспечение нужд школы, в том числе оспаривать в судебном порядке методики расчёта субвенций, в случае если они не покрывают обязательные расходы образовательного учреждения. Но ни в коем случае не собирать эти средства с родителей школьников.
Если же директор школы перекладывает часть таких расходов на родительские кошельки, он попросту дискредитирует себя, демонстрируя собственную несостоятельность как руководителя... либо это может быть продиктовано иными целями, в том числе желанием улучшить свое личное благосостояние...
Кстати, что касается приобретения родителями школьных рабочих тетрадей, то на этот счет есть официальное разъяснение Министерства образования, которое в очередной раз подтвердила его глава Ольга Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания, особо обратив внимание на то, что рабочие тетради наряду с учебниками должны приобретаться образовательным учреждением в обязательном порядке - средства на это выделяются из бюджета.
И только по предметам, которые не входят в обязательную программу (в случае, когда родители хотят, чтобы их дети изучали этот дополнительный предмет), учебники и рабочие тетради приобретаются за счет родителей.
Другой важный вопрос, относящийся к теме школьных поборов - платные образовательные услуги.
Сегодня школам предоставлено законное право по своему усмотрению или по просьбам родителей организовать на платной основе дополнительные уроки. Но опять же, навязывать их школа не вправе - такие занятия проводятся исключительно на добровольной основе.
К дополнительным образовательным услугам относится: репетиторство; реализация образовательных программ, не входящих в общеобразовательную деятельность; изучение предмета в развернутом (более глубоком) аспекте; различные услуги по обучению в виде специальных циклов и курсов предметов.
При проведении дополнительных уроков не должны использоваться школьные учебники, предусмотренные обязательной образовательной программой. Между школой и родителем в обязательном порядке заключается договор, в котором должна быть указана стоимость обучения в течение учебного года, а оплата может производиться исключительно через расчетный счет или бухгалтерию образовательной организации.
Школы не вправе устанавливать плату за следующие услуги:
- дополнительные занятия с неуспевающими;
- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по-выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;
- снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
- реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом.
Несмотря на то, что порядок получения школами денежных средств в виде добровольных пожертвований и дополнительных платных образовательных услуг строго регламентирован законом, родители школьников продолжают жаловаться на поборы.
На вопросы о том, как противостоять «добровольно-принудительным» школьным сборам, ответ глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев:
- Леонид Владимирович, к Вам поступают жалобы на школьные поборы. С чем они обычно связаны?
- Обычно с родителей школьников собирают деньги на ремонт, охрану, на приобретение учебников и учебных пособий, покупку мебели, какого-либо оборудования, установку пластиковых окон, на дополнительное питание, нахождение ребенка в группе продленного дня, и еще много чего другого.
- Многие родители недовольны, жалуются, но все равно деньги сдают. Почему?
- Сдают, потому что опасаются, что у ребенка могут возникнуть проблемы в школе. Нам известны примеры, когда дети, родители которых не могли внести требуемую сумму, подвергались психологическому прессингу со стороны учителей - «вдруг» снижалась успеваемость, родителям поступали намеки о необходимости перевода ребенка в другую школу, «соответствующую уровню ребенка».
Меры воздействия на тех, кто не хочет платить добровольно, имеются, и, по сути, родители становятся заложниками ситуации. Еще одна причина - многие из них просто не знают своих прав и не задумываются о существующих обязанностях школы. Однако стоит признать, что в определенной степени родители сами потворствуют постоянным поборам - благодаря их бездействию и молчанию создается преступная практика, при которой школа даже не пытается выполнить свои законные обязанности.
- С другой стороны, есть ряд школ, гимназий, которые принято называть элитными - такие, как, например, «Корифей», «Менталитет», 9-я гимназия в Екатеринбурге и другие. В них учатся в основном дети состоятельных родителей, которые, в общем-то, и сами не против платить...
- Безусловно, есть такие родители, и их, кстати, тоже немало. Но если речь идет не о частной школе, а о муниципальной, руководство которой хочет за счет внебюджетных средств усилить свою материально-техническую базу и улучшить образовательный процесс, в любом случае сбор средств с родителей должен проводиться только на добровольной основе и строго в соответствии с законом. А участвовать в этом или нет - выбор каждого конкретного родителя. Запретить родителям помогать школе, конечно, никто не может. Но надо понимать, что любой родитель, который отдает свои деньги (будь то олигарх или многодетная мать, живущая от зарплаты до зарплаты), хочет, чтобы эти средства, все до последней копейки были потрачены исключительно на благо их детей.
Другой вопрос - добровольные пожертвования зачастую превращаются именно в принудительный сбор денежных средств, без которого дальнейшее пребывание ребенка в учебном заведении порой становится некомфортным. Родителям прямым текстом говорят: «Переводите ребенка в другую школу»... В муниципальной школе это недопустимо и преступно. Однако замечу, что сейчас обычно применяют такую «технологию», что «пожертвования» собирают уже не сами школы, а созданные при них самостоятельные юридические лица - некоммерческие объединения, фонды, руководят которыми, как правило, лица, так или иначе, связанные с руководством школы. Распределением таких средств, которые, с одной стороны, не подлежат налогообложению, с другой - выведены из-под контроля казначейства, обычно занимается попечительский совет школы. Его функции строго ограничены Уставом, и какими-либо властными полномочиями относительно установления размеров родительской благотворительной помощи, а также возможности (или невозможности) пребывания их детей в школе попечительский совет не обладает и обладать не может. Еще раз подчеркну, что ни Попечительские советы, ни родительские комитеты, ни какие-либо иные органы, созданные при образовательных учреждениях, не вправе принимать решения, обязывающие родителей сдавать денежные средства - какими бы благовидными предлогами они ни были обоснованы.
- Следующий вопрос - как раз о родительских комитетах и решениях, которые они диктуют остальным родителям школьников...
- Действительно, довольно часто незаконный сбор денег, инициатором которых выступает школа (а по-другому и быть не может), производится через родительские комитеты, которые сегодня требуют особенно пристального внимания. В таких случаях собранные денежные средства вообще никем не приходуются и не зачисляются на счет образовательного учреждения. А прием денег в бесконтрольном порядке, как вы понимаете, создает весьма благоприятную почву для злоупотреблений со стороны тех, в чьих руках они оказываются.
Именно родительские комитеты часто занимаются сбором денег на евроремонты, приобретение интерактивных досок, тренажеров, новых компьютеров, мебели, штор... Несомненно, детям создаются более комфортные условия обучения и пребывания в школе, но финансовое-то положение у всех разное, особенно сейчас, в период кризиса - не каждый родитель в состоянии нести такие расходы... Поэтому если кто-то из родителей желает что-то приобрести для школы, класса, то может купить все необходимое на свои средства и официально передать школе по договору дарения, а школа - принять и поставить на баланс. То же касается и подарков любимой учительнице. Никто не запрещает этого делать. А вот принимать коллективные решения и понуждать к этому других родителей - незаконно. Каждый родитель вправе принять решение о внесении денежных средств только в отношении самого себя. Никто не обязан сдавать деньги родительскому комитету, а если действительно есть потребность в чем-либо и соответствующие финансовые возможности, то родитель может самостоятельно приобрести всё, что нужно.
А вообще, проблема незаконных поборов в образовательных учреждениях сегодня глобальная, потому что в эту схему вовлекаются не только руководители школ (которые обычно и являются инициаторами поборов), но и попечительские советы при них, родительские комитеты, непосредственно учителя. Причем начальники управлений образования и главы муниципалитетов, как правило, обо всем этом знают, но попросту закрывают на всё глаза, что, по моему мнению, более походит на сговор... Эти должностные лица должны осуществлять контроль, в том числе обеспечивать соблюдение прав наших детей на бесплатное и доступное образование. А на деле... Часто ли мы видим, чтобы начальник управления/отдела образования или глава муниципалитета, которым поступают жалобы о поборах, инициировали проведение служебных проверок по таким фактам и направляли соответствующие обращения в правоохранительные органы? И это не просто нежелание «выносить сор из избы»... Спрос должен быть и с них. Это ведь только на первый взгляд кажется, что речь идет о сравнительно небольших суммах, которые родителям не жалко пожертвовать на благо своих любимых чад. Если же взять обороты по каждой конкретной школе, по городу, области, поверьте, это будут очень серьезные цифры - миллиарды рублей.
- И все-таки, как бороться с незаконными поборами в школах, существует какой-то алгоритм действий?
Вообще, если бы родители сами отказывались платить деньги, то и поборов бы никаких не было. Но чаще всего, боясь навредить своим детям, они безропотно продолжают платить. А чем больше родители дают, тем больше у них просят.
Если же все-таки есть те, кто намерен раз и навсегда прекратить «добровольно-принудительные» сборы, то необходимо проявить активность. При этом действовать лучше группой, объединившись с другими родителями. И обязательно надо писать, причем именно писать, а не говорить. Для начала следует написать жалобу непосредственно на имя директора школы и потребовать письменного ответа с обоснованием, на какие цели и почему с родителей собирают деньги. Часто уже это может дать положительный результат. Если нет - с письменной жалобой можно обратиться в Министерство образования. Как правило, возникший конфликт администрация предпочитает решать тихо, в рамках самой школы. Более того, как показывает опыт, с родителями, которые знают свои права и отстаивают их, администрация школы предпочитает не связываться.
Если же и эти меры оказываются безрезультатными, то выход один - обращаться с официальным письменным заявлением в правоохранительные органы, в том числе в Антикоррупционный комитет по Свердловской области. Надо понимать, что больше всего любой директор школы, как и любое другое должностное лицо, опасается уголовной ответственности - когда правоохранители начинают досконально выяснять, как и куда уходили деньги, на что они списывались, насколько расценки соответствуют рыночным ценам, кто и в чем заинтересован.
- Но тогда, как Вы сами говорите, если родитель пожалуется на поборы, у ребенка могут возникнуть проблемы в школе...
- Обращаясь с заявлением в Антикоррупционный комитет, любой гражданин, если он опасается, что на ребёнка в школе будут оказывать давление, вправе поставить условие о неразглашении его персональных данных. Некоторые заявители вообще не указывают своего имени, а только излагают известные им факты, прилагают те или иные подтверждающие документы (копии) и т.д. Безусловно, мы с такими заявлениями тоже работаем. Но все-таки, когда есть обратная связь, то вероятность положительного результата гораздо выше.
- Что грозит тем, кто занимается незаконными поборами?
На сегодняшний день существует как административная, так и уголовная ответственность. В административном кодексе имеются статьи 19.1 КоАП РФ (самоуправство) и 5.57 КоАП РФ (незаконное ограничение права на общедоступное и бесплатное образование), предусматривающие штрафные санкции до 50 тыс. рублей для должностных лиц, и от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. для самого учебного заведения. Повторное нарушение влечет дисквалификацию должностного лица на срок до двух лет. Также действия должностных и иных лиц, осуществляющих поборы, могут образовывать состав преступлений, предусмотренных статьями 160 (присвоение или растрата), 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 286 (превышение должностных полномочий), 159 (мошенничество) и 330 (самоуправство) Уголовного кодекса РФ.
- В каких случаях наступает уголовная ответственность?
- Когда в противоправных действиях должностного лица имеется умысел и корыстный интерес. Например, если на собранные добровольные пожертвования производятся какие-либо ремонтные работы, деньги списываются, а при проверке оказывается, что все подтверждающие документы, акты - фиктивные, а суммы в них завышенные. Становится очевидно, что разница между суммой, указанной в договоре, и реальной стоимостью работ осела в чьих-то карманах. Или закупается мебель, оборудование по явно завышенным ценам. А потом выясняется, что поставщик или подрядчик, которому переводились деньги, является родственником директора школы, или имеет место банальный сговор - для того, чтобы поделить разницу в стоимости.
Проблема в том, что сами родители, сдавшие деньги администрации школы, или в родительский комитет, всецело доверяя, даже не задаются вопросом, сколько и на что было потрачено, и соответствует ли это реальным рыночным ценам. Публикуемые на сайтах образовательных учреждений отчеты о расходовании внебюджетных средств непрозрачны, не конкретизированы. А проверить соответствие их действительности можно только силами правоохранительных органов, которые, в свою очередь, проводят соответствующие проверочные мероприятия, только когда им поступит заявление.
В жалобах, которые поступают к нам в отношении руководства школ, практически всегда граждане проводят параллель с тем, что на фоне систематических поборов как на дрожжах растет и благосостояние некоторых директоров школ - на относительно небольшие заработные платы приобретают дорогостоящие автомобили, квартиры, дачи, регулярно отдыхают за рубежом... Разумеется, у людей возникают обоснованные подозрения - «а не на наши ли деньги»?
- И, тем не менее, складывается впечатление, что руководители школ, в которых поборы практикуются, не особо опасаются проверок...
- Поверьте, опасаются. Но уверены, что их это не коснется. Я лично знаком с руководителями нескольких учебных заведений. Скажу сразу, что очень уважаю профессию педагога, считая, что эти люди выполняют одну из наиважнейших социальных функций - воспитание и обучение наших детей. Однако в приватных разговорах с некоторыми директорами на неприятную для них тему поборов они чуть ли не с детской наивностью говорят: «Так ведь я сам деньги даже в руки не беру, пусть проверяют - на каждый израсходованный рубль есть подтверждающие документы... да и коллектив у нас хорошо организованный, никто ни на кого «стучать» не станет...».
Это глубокое и опасное заблуждение. Не имеет никакого значения, кому родители сдают деньги - директору, его заместителю, завучу, или представителям родительских комитетов. Именно руководитель образовательного учреждения несет ответственность за то, что происходит в школе. Обязательно когда-нибудь поступит заявление от кого-то из родителей. Тем более, у многих семей серьезно ухудшилось материальное положение из-за затянувшегося экономического кризиса в стране. И никакие бумажки, если они не подтверждены фактическими объемами работ, реально закупленными и использованными материалами, не помогут. Не надо думать, что удастся обхитрить, обмануть оперативные службы и другие ведомства, которые начнут «копать», как только им поступит первое заявление (а за первым могут последовать и другие...). Опыт говорит о том, что когда начинаются серьезные проверки, то все непременно всплывает наружу. И вчерашние преданные сотрудники дают искренние и правдивые показания - никто никого выгораживать, брать на себя чужую ответственность и вину не станет. А в рамках оперативно-следственных действий все договора, акты, счета, накладные поднимут, проверят, установят, проведут ревизии и экспертизы, сравнят цены, допросят подрядчиков и поставщиков... Опросят, в том числе и родителей по поводу того, насколько добровольно они сдавали деньги. Так что не стоит питать иллюзий...
Вообще, хотелось бы донести до руководителей учебных заведений, чтобы они понимали - проблема школьных поборов в последнее время только нарастает, растет недовольство родителей. И неизбежно государство в лице правоохранительных органов будет на это реагировать, принимать меры. Многие же уверовали в то, что карающий меч правосудия до них не доберется, что удастся «проскочить между струйками дождя». Не стоит на это надеяться. Каждый из них должен помнить, что является руководителем не частного, а муниципального/государственного учреждения, и вести себя соответствующим образом. А те, кто превращает школы в кооперативы, должны использовать свои коммерческие таланты в частных заведениях... или в местах не столь отдаленных...
Сегодня государственными органами проводятся разного рода мероприятия - совещания, круглые столы, посвященные проблеме поборов в учебных заведениях, идет просветительская работа среди родителей, вырабатываются меры по борьбе с этим преступным явлением. Хотя сразу оговорюсь - касается оно далеко не всех школ, как говорится, директор директору рознь. Есть руководители, и их немало, которые обеспечивают достойный уровень условий пребывания детей в школе, а также непосредственно учебного процесса и при отсутствии родительских пожертвований. Таким руководителям только благодарность и низкий поклон.
- Просветительская работа что подразумевает?
- Прежде всего, до родителей доводится информация об их правах и об обязанностях школы, порядок оказания добровольной помощи в соответствии с законом о благотворительности и платы за дополнительные образовательные услуги.