Журналист либерального издания «Радио Свобода» посетил Нижний Тагил, в частности Уралвагонзавод. На предприятии корреспондент пообщался с его сотрудниками чтобы выяснить, «что сейчас происходит на самом патриотичном предприятии страны», который называли оплотом Путина.
«Уралвагонзавод» стал собирательным образом путинского электората и промышленной мощи страны, после того, как в 2012 году Игорь Холманских, занимавший должность начальника цеха, на фоне протестных выступлений в Москве на прямой линии с президентом пообещал Владимиру Путину приехать «с мужиками» в столицу и помочь «отстоять стабильность». С тех пор УВЗ в глазах общественности стал символом поддержки Владимира Путина, пишет издание. Правда сейчас, патриотичное предприятие переживает не лучшие дни, начинает повествование журналист.
В 2020 году стало известно, что УВЗ остался без заказов на вагоны на 2021 год, а «живёт» предприятие лишь за счет экспорта и оборонзаказов. Об этом писали РБК, чью публикацию впоследствии пресс-служба «Уралвагонзавода» расценила, как «попытку вмешаться в коммерческую деятельность УВЗ и оказать давление на ход ведущихся переговоров» и пригрозила изданию судебным иском.
«Сейчас понятие новости совсем обесценилось. Каждый что хочет, то и пишет, не перепроверяя информацию. Что директор сказал? Заказы на танки и вагоны на 2021 год есть и продолжают формироваться», – «Радио Свобода» цитирует пользователя Владимира Иванова, написавшего комментарий в группе «Я работаю на УВЗ» во «ВКонтакте».
В данном паблике рабочие активно обсуждали статью РБК, и мнения разделились: одни склонялись больше верить администрации завода, другие – журналистам.
«Я не знаю, мы пока работаем, план у нас до конца 2020 года есть, причем напряженный, много надо сделать. Мы даже не успеваем! Получаем нормальную зарплату, как и раньше», – рассказал корреспонденту сварщик Николай.
Тем не менее, проблем на заводе тагильчане не отрицают. Хотя предприятие функционирует 24/7, т.к. доменные печи [в статье у «Радио Свобода» речь идет именно о домнах, хотя их на заводе давно уже нет - прим. ред.] нельзя останавливать, большинство графиков рабочих – скользящие, и в начале октября УВЗ хотел перевести сотрудников на 4-дневную рабочую неделю.
«Ситуация не очень хорошая, потому что не так давно завод пытался уйти на сокращенную неделю. Решение о переходе на сокращенную неделю принимал, видимо, непосредственно завод. Но, поскольку он включен в корпорацию "Ростех", последнее слово за ними. И, по моим сведениям, "Ростех" запретил сокращать рабочее время в приказном порядке, чтобы избежать "социального пожара», – рассказал соучредитель независимого профсоюза «Солидарность» Павел Сергиеня, который не работает на УВЗ, но много общается с рабочими предприятия.
По словам собеседников «Радио Свобода», сокращений на заводе сейчас нет, но у администрации есть и другие способы сэкономить на рабочих.
«В связи с пандемией много людей сидит по домам за две третьих оклада. После окончания "президентских выходных" руководство завода оформляет людям простой "по независящим причинам". Всё в рамках закона. Официально это с отсутствием новых заказов никак не связывается. Просто это такая оптимизация производства. Ну, допустим, нет у человека работы на сегодня. Такое бывает, особенно у повременщиков. Сегодня, допустим, есть работа, на следующей неделе – нет», – рассказал машинист железнодорожного крана Андрей Голобоков, он же – председатель независимого профсоюза «ППО УВЗ – Солидарность».
В связи с вынужденными простоями рабочим платят 2/3 от зарплаты без «ночных» выплат и премии, а это существенная разница в начислениях. Какое количество человек простаивают в связи с недозагруженностью мощностей, Голобоков не знает, но предполагает, что речь может идти о сотнях рабочих.
«Ту жизнь, что дал тебе создатель, давно забрал работодатель!» – пишут в сообществе «Я работаю на УВЗ» во «ВКонтакте».
По словам подписчиков и сотрудников предприятия в данном паблике, средняя зарплата рабочего «Уралвагонзавода» – 22-30 тысяч рублей, из них оклад – примерно 10 000. Даже те, кто обеспечен работой в стенах предприятия, вынуждены жить от зарплаты до зарплаты.
«Люди недовольны. С такой-то зарплатой – кто будет доволен? Зарплата сварщика должна быть не меньше 50 000 рублей. Но сделать все равно ничего нельзя. Последнее громкое выступление рабочих было пять лет назад. А сейчас никто не выступает – просто выгонят, да и все! Людям работа нужна, кредиты, ипотеки платить», – пояснил сварщик Николай.
Кроме того, машинист Андрей Голобоков отметил, что цены на товары и продукты с каждым годом растут, а зарплата – нет, хотя данные инвестиционного паспорта Нижнего Тагила и говорят об её увеличении.
«Зарплата индексируется на такие копейки, что это невозможно принимать всерьёз. Последний раз проиндексировали, если не ошибаюсь, в апреле, процентов на пять, при том, что на сколько она вырастает, настолько она и может упасть, потому что параллельно уменьшается премия. Немного изменяется структура начислений, и в итоге получаем то же самое, если не меньше», – посетовал Голобоков.
Снижает зарплату рабочих и система штрафов на заводе, где оштрафовать могут как за отсутствие респиратора или каски, так и за неправильную обувь.
«Ботинки нам выдают специальные, но они неудобные, некоторые надевают свои, а это уже штраф! Бывает, у нас вентиляция не работает – дышать невозможно в респираторе, приходится без него работать. И за это лишают процента от премии», – рассказал сварщик Николай.
По данным «Радио Свобода», Николай состоит в официальном заводском профсоюзе, который является ячейкой Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности, и платит взносы – 1% от зарплаты, но не видит в этом никакого прока, а о существовании на УВЗ ячейки независимого профсоюза «Солидарность» Николай даже не знал.
«Люди боятся начальства, хотя эта боязнь ничем не подкреплена. Они боятся и ничего не делают. Если бы захотели, вместе мы бы многого добились. Наш профсоюз считается оппозицией. Ячейка небольшая – человек 80. Судимся регулярно, в основном отменяем приказы о наказаниях, связанных с лишением премии. Если человек в профсоюзе – он уже и есть профсоюз, это не просто слова», – говорит лидер «Солидарности» на УВЗ машинист крана Андрей Голобоков.
При этом он отметил, что репутация завода как оплота Путина на самом деле преувеличена, т.к. когда Холманских выступал с заявлением – это была его личная инициатива, и вряд ли она отражала настроение всего коллектива.
«Эта вся история была раздута исключительно средствами массовой информации, никто тут никуда не собирался ехать. Для простого рабочего социальная политика – это лишняя бутылка молока для его детей. Они думают, как им кредиты заплатить, а все остальное – это уже выдумки прессы. И сейчас эти рабочие тоже, прежде всего, думают об этой бутылке молока – будущее завода, как обычно, туманно. Я, честно говоря, несколько недоумеваю, почему именно сейчас такой интерес возник, у предприятия это коматозное состояние – оно уже лет десять. Уралвагонзавод уже давно находится на "искусственном вскармливании", ничего не зарабатывает, существует на дотации государства. Холманских и компания тогда просто воспользовались ситуацией, а большинство рабочих и не знали, что происходит в Москве. По телевизору это смотрели как кино какое-то», – пояснил соучредитель независимого профсоюза «Солидарность» Павел Сергиеня.
Минпромторг подтвердил информацию о том, что спрос на вагоны УВЗ действительно падает.
«За 9 месяцев текущего года производство грузовых вагонов в Российской Федерации сократилось на 28,4 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года", – сообщило ведомство в ответ на запрос «Радио Свобода».
Однако пресс-служба завода призывает не сеять панику и сообщает о ведущейся планомерной контрактной работе на 2021 год.
«В частности, исполняется контракт с Федеральной грузовой компанией на производство и поставку полувагонов, срок действия этого контракта включает и 2021 год», – сообщили в пресс-службе УВЗ.
Финансовый аналитик Константин Селянин уверен, что пресс-служба говорит правду, и что проблемы «Уралвагонзавода» вовсе не из-за отсутствия заказов на вагоны, а, скорее всего, из-за основного «бизнеса» УВЗ – оборонных заказов, которые засекречены.
Снижение объема заказов на вагоны на ближайшие несколько лет, по мнению аналитиков, предопределено двумя факторами. Во-первых, новые вагоны требуются, когда выбывает старый подвижной состав. У полувагонов УВЗ срок эксплуатации – 22 года. Государство несколько лет назад административными мерами запретило перевозчикам превышать эти сроки, но обновление парка полувагонов уже произошло. А по данным Минпромторга, в 2019 году был достигнут исторический пик российского производства грузовых вагонов, объем производства составил 79,6 тыс. ед. Во-вторых, не растет объем грузоперевозок, и по мнению Селянина в ближайшем будущем этот рост и не предвидится.
«В середине 2019 года Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) выполнил оценку рисков для вагоностроительных заводов от прогнозируемого снижения спроса на грузовые вагоны. Максимальные риски были именно у УВЗ. Линейка выпускаемых предприятием вагонов сконцентрирована в наиболее рискованных сегментах рынка: полувагонах и нефтебензиновых цистернах. У предприятий с диверсифицированным портфелем сертификатов на выпуск различных вагонов ситуация иная. Соответственно, для восстановления объемов производства целесообразно переходить на выпуск подвижного состава, востребованного на сжимающемся рынке», – пояснил «Радио Свобода» Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ.
Аналитик Константин Селянин также не исключает, что в ближайшем будущем УВЗ и его конкуренты, теоретически, могут столкнуться не только с проблемой заключения новых контрактов, но и со снижением поставок по уже действующим – в связи с общей неблагоприятной экономической ситуацией.
«Как правило, эти контракты – рамочные. Заказчики могут скорректировать цифры как в сторону увеличения поставок, так и в сторону снижения. На стагнирующую российскую экономику наложился экономический спад из-за эпидемии коронавируса в подавляющем большинстве отраслей, в том числе и тех, которые завязаны на грузоперевозки. Тем, кто пользуются услугами грузоперевозчиков, сегодня просто нечего возить. Снижение грузопотока – это факт, который фиксирует в том числе и Росстат, и есть ожидание, что он будет снижаться и в следующем году. Значит, и новые вагоны заказчикам понадобятся не скоро, – добавил Селянин.
Однако он не считает, что это приведет к немедленным сокращениям на УВЗ – у государства есть масса рычагов, чтобы принудить формально рыночное предприятие к нерыночному поведению, но это бомба замедленного действия, уверен эксперт.
«Иначе будет большая социальная напряженность. Надо понимать, что такое Нижний Тагил: просто выйдут здоровенные мужики, которым нечем кормить семьи. Кому это нужно? Когда с точки зрения рынка надо рабочего уволить, а государство не позволяет это сделать, тогда предприятия с госучастием или сидящие на госзаказе, как УВЗ, начинают выкручиваться и, выполняя формально вот эти указания государства, фактически стремятся добиться рыночной цели – оптимизации затрат», – пояснил Константин Селянин.
По мнению эксперта, при внешнем исполнении всех указаний государства, формальных и неформальных, фактическое положение конкретного рабочего ухудшается.
«Например, оклад повысили на 20%, а значит вместо 10 тысяч рублей дали сотруднику 12 тысяч, сверху небольшую надбавку – получилось 13 тысяч рублей. Но при этом сказали: "Премию мы тебе не платим, ты же понимаешь – премия от достижений, а достижений у нас нет". Это старый банальный трюк, но с точки зрения законодательства формально работодатель здесь прав, потому что премия у нас не является обязательным платежом. Но конкретный человек все равно понимает разницу между зарплатой в 30 000 и 13 000 рублей, он видит, что у него физически стало денег меньше. Это когда-нибудь проявится социальными выступлениями», – отметил аналитик Селянин в интервью журналисту «Радио Свобода».