С 1 июля в северном АПО-1 Свердловской области (обслуживает регоператор «Рифей») в 2,4 раза вырос тариф на вывоз отходов: с 831 до 1989 руб. за 1 куб. м. Для населения это произошло практически незаметно — у жителей индексация составила 9,8%, так как остальную сумму регоператору выплатят из бюджета, но такую льготу не распространили на юрлиц, которые ужаснулись пришедшими платёжками.
Общественник Андрей Волегов пожаловался на аномальный рост в прокуратуру. Из ответа ведомства выяснилось, что Региональная энергетическая комиссия Свердловской области изначально установила «адекватный» тариф в размере 944 руб., однако «Рифей» через суд отменил его: регоператор потребовал произвести перерасчёт своих расходов, включённых в необходимую валовую выручку (исходя из неё рассчитывается тариф). Дополнительные деньги понадобились на эксплуатацию нового мусоросортировочного комплекса (МСК) в Краснотурьинске.
«При корректировке тарифов на услугу обращения с ТКО на 2024 год оператору по обращению с ТКО ООО «Компания „Рифей“» в производственной программе были учтены расходы на эксплуатацию мусоросортировочного комплекса в городском округе Краснотурьинск», — говорится в ответе Нижнетагильской природоохранной прокуратуры.
В ведомстве пояснили, что для населения установили льготные тарифы, в результате рост на 9,8% соответствует размеру индекса совокупного платежа за ЖКУ, поэтому нарушений действующего законодательства нет. В прокуратуре добавили, что мусоросортировочный комплекс (не путать с мусороперерабатывающим) в Нижнем Тагиле в настоящее время в эксплуатацию не введён, поэтому не оказывает влияния на рост стоимости услуги. Андрей Волегов отмечает, что фактически тагильчане платят за работу МСК, которым пользоваться не будут, и опасается, что после запуска аналогичного комплекса в Нижнем Тагиле тарифы снова существенно вырастут.
«По сути, получается, что когда введут в строй тагильский МСК, ещё поднимут тариф? Насколько известно, предприниматели в шоке от полученных за июль платёжек: они-то не льготная категория. Никакой оценки обоснованности расходов на строительство МСК в Краснотурьинске не приведено. А какой тариф для не льготных категорий? А за чей счёт льгота и на какой период? А за чей счёт будет повышение после ввода второго МСК? Ну и вообще вновь встаёт вопрос обоснованности решения ещё 2018 года о разделении области на три АПО, а не больше или меньше. Почему за МСК на севере должен платить Нижний Тагил и другие малые города тоже, но, например, не Екатеринбург и все города на юге области? Тагил ведь этим МСК, получается, никогда пользоваться не будет», — рассуждает общественник.
Добавим, что строительство МСК в Краснотурьинске велось по заложенной в тарифе инвестиционной составляющей. Она рассчитана на семь лет.