Дорожные знаки: кто их создатель и какова история?
Представить современные улицы и магистрали без дорожных знаков невозможно. Без них движение превратится в настоящий хаос, резко возрастет аварийность, простейшие маневры окажутся невозможными.
Реверсивное движение, ограничение скорости, главная дорога – все эти знаки знакомы любому водителю, только что завершившему обучение в автошколе, ведь без умения быстро и правильно трактовать определенные символы просто не удастся сдать экзамен по теоретической части. Однако, даже опытные автомобилисты зачастую не знают, где и как появились дорожные знаки, кто и зачем их придумал.
В глубину веков
Необходимость в уверенной ориентации на местности возникла еще на заре человеческой цивилизации. Древние люди, при прокладке нового маршрута, помечали его камнями, зарубками на стволах деревьев, вбитыми в землю колышками. Способ, конечно, простой, но не слишком надежный, в окружающем пейзаже различить конструкции из природных материалов непросто, так что неопытный человек мог легко заблудиться.
Человечество развивалось, появлялись новые методики обработки материалов, инструменты, лесные тропы сменялись дорогами, а поселения – городами. Нашлась замена и небольшим каменным горкам-указателям, ею стали статуи и скульптуры, посвященные богам или историческим личностям, резко контрастирующие с ландшафтом, хорошо заметные. Выглядели эти памятники очень красиво, а для информативности на них крепились таблички, указывающие направления к городам и поселкам.
Первой официально утвержденной системой дорожных указателей стала древнеримская. Она представляла собой комплекс столбов, установленных вдоль дорог. Центральный, золотой, столб находился в Риме, имперской столице, а все прочие обозначали расстояние до него. Именно из этой системы и возникла знаменитая пословица, согласно которой все дороги ведут в Рим. Похожий опыт перенимали и другие европейские страны, однако, удивительно, что в России что-то похожее появилось довольно поздно, только в петровскую эпоху.
Новая эра
Первые знаки, более-менее соответствующие современным представлениям о них, появились на улицах португальской столицы в 1686 году. Власти города Лиссабона подумали, что неплохо было бы упорядочить движение, разделить потоки пешеходов и повозок.
В 1895 году активно развивалась автомобильная промышленность, возникла необходимость в полноценных дорожных знаках, однако, очень долго инстанции не могли прийти к общему знаменателю, разработать единый стандарт их исполнения, так что символы отличались от государства к государству, возникала путаница. Ситуация поменялась только в 1909, когда в ходе парижской конвенции, посвященной проблемам дорожного движения, были представлены стандарты для следующих знаков:
- Пересечение автомобильных дорог;
- Пересечение с железнодорожным полотном;
- Неровная дорога;
- Участок с множеством поворотов.
Конечно, о каких-то единых по всему миру стандартах не приходится говорить и сейчас. Знаки могут несколько отличаться от государства к государству, а, к примеру, в Азии или Африке трактовки некоторых вообще невозможно определить интуитивно, для этого нужно, как минимум, знать местный язык.
Конечно, во всех знаках прослеживается и колорит, особенности местности, государства, на дорогах которого они установлены. Хороший пример – знаки, предупреждающие об опасности неожиданного появления на дороге диких животных. Общепринятый для России вариант – олень, но, например, в Австралии можно увидеть изображение кенгуру, в Канаде – медведя, а в африканских странах – крокодила.