Универсальные средства для диагностики электровозов
Проблема модернизации локомотивов.
В настоящее время все более актуальной становится проблема капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы локомотивов на ремонтных заводах ОАО РЖД.Такой способ удовлетворения потребностей различных железнодорожных компаний в локомотивах довольно развит в мире. Ярким параметром капитально-восстановительного ремонта локомотивов может быть опыт ФРГ, где большинство локомотивов серий BR132 и BR142, построенных в СССР в 1970-80 годы и не удовлетворяющих современным техническим требованиям, прошли глубокую модернизацию и продолжают эксплуатироваться до сих пор.
Одним из немаловажных направлений модернизации является плазменная сварка вышедших из строя металлических узлов агрегатов, а так же внедрение различных систем диагностики и мониторинга технического состояния и параметров эксплуатации локомотивово. За последние годы специалистам ФГУП ПКП ИРС была разработана такая система для электровозов ВЛ10 и ВЛ80с, проходящих модернизацию с продлением срока службы.
Функции системы и основные средства диагностики.
Основными функциями разработанной системы диагностики технического состояния и параметров эксплуатации электровоза являются следующие:
- Сбор информации от различных датчиков и систем
- Передача информация между секциями по каналу телесигнализации системы управления
- Отображение информации на блоке индикации активной кабине машиниста
- Регистрация информации в бесконтактном сменном накопителе . Всю информацию собираемую системой диагностики, можно поделить на две группы
- Параметры эксплуатации
- Параметры мониторинга технического состояния.
Часть информации, относящаяся к параметрам эксплуатации, отображается на главном кадре блока БИЗ
Дополнительные кадры блока БИЗ содержат диагностическую и развернутую эксплуатационную информацию. При возникновении аварийной ситуации предусмотрен режим переключения на соответствующий кадр более полного отображения необходимой информации. Состояние релейно-контактной аппаратуры можно контролировать на специальном кадре, позволяющем оперативно определять синхронность работы секций электровоза. При отсутствии синхронности в работе секций по специальному алгоритму выводится сообщение на главный кадр блока индикации.
Решена проблема отображения токов якорей и напряжений двигателей электровоза. Теперь на главный кадр выводится максимальный ток и напряжение, и специальным флажком в виде тени стрелки показывается разброс тока и напряжения между двигателями, подробнее.
В идеальном случае флажок отстутствует, а в случае значительного дизбаланса можно легко определить наличие такового, не переключаясь на кадр “токи и напряжения ТД”. Для получения более полной информации и определения, в какой из 4х секций и на каких двигателях есть недопустимый дисбаланс, используется дополнительный кадр «Токи и напряжения ТД».
Вся собираемая системой информация в непрерывном режиме накапливается в бесконтактном энергонезависимом регистраторе ЭР, который представляет собой устройство хранения и обработки информации и может быть использован для обмена данными между оборудованием, имеющим контролеры управления и вычислительными устройствами.
В состав ЭР бесконтактный энергонезависимый накопитель и устройство коммутации. В корпусе накопителя, выполненного в виде съемной кассеты, размещены микроконтроллер, предназначенный для обеспечения чтения, записи, стирания информации и функционирования последовательного канала связи, флеш-память для долговременного хранения информации и беспроводной оптический интерфейс.
Заключение
До последнего времени на электровозах с системой СМЕТ не была решена проблема информатизации процесса управления и регистрации данных в процессе движения для диагностики технического состояния электровоза и анализа действий машиниста. Создание системы отображения и регистрации информации позволило не только решить перечисленные проблемы, но и сократить количество приборов на пульте машиниста, улучшить эргономические характеристики пульта и условия работы машиниста.