Нижнетагильскому вокзалу почти 141 год. 14 октября 1878 года по железнодорожной линии Пермь – Чусовская – Гороблагодатская – Екатеринбург открылось регулярное движение. Станция Нижний Тагил была предназначена для переформирования грузовых поездов, а пассажирское движение было незначительным, как и само население поселка Нижнетагильского завода – чуть более 27 тысяч человек.
Станцию украшал вокзал, построенный в том же 1878 году, - одноэтажное здание с центральной каменной вставкой и симметричными деревянными крыльями, богато украшенными резьбой.
Открытие вокзала ст. Нижний Тагил, 1878 г.
С центрального входа пассажир попадал в вестибюль с кассой на два окна и багажным отделением. Слева располагались зал третьего класса, а также буфет, медицинская комната и почтовое отделение. Справа – залы первого и второго классов: мягкие диваны с белыми чехлами, посредине – огромный стол, украшенный цветами.
Для удобства пассажиров одна из двух дощатых платформ размещалась под крышей. У дверей вокзала на ажурной консоли висел станционный колокол, сообщавший о прибытии и отправлении поездов. Вечерами платформу освещали фонари, а праздная публика прохаживалась по перрону и заглядывала в буфет.
Тех, кто прибыл в город, встречали извозчики. Служащих развозили в «квартиры приисков» на Александровской улице (проспект Ленина), в «Дом приезжих» на Тагильской улице (Господский дом), а прочих пассажиров среднего достатка – в недорогие номера, меблированные комнаты, расположенные недалеко от вокзала.
Вокзал со стороны города, XIX в., 1878 г.
Вокзал со стороны железнодорожных путей, XIX в.
Упадок
После Октябрьской революции город продолжало лихорадить: власть переходила то к красным, то к белым. Когда отступала белая гвардия, Нижнетагильский вокзал становился перевалочным пунктом. Через него в Сибирь эвакуировались тыловые учреждения, шли эшелоны с военными. Порожние вагоны были в такой цене, что за них давали баснословные взятки. Советская власть в городе окончательно установилась в июле 1919 года.
Революция и гражданская война привели станцию к разрухе. Не было новых вагонов, запчастей для их ремонта, не хватало паровозов. На вокзале среди работников процветали взяточничество, воровство. В начале 20-х годов часть уральских губерний, как и Поволжье, центральную часть России, охватили голод и эпидемии. Тысячи беженцев и беспризорных проезжали через Нижний Тагил в битком набитых вагонах, на крышах, подножках в поисках спасения от голодной смерти.
Вокзал со стороны железнодорожных путей, 40-е гг. XX в.
В 30-е годы в связи с развитием станции Смычка станция Нижний Тагил утратила функции сортировочной, зато увеличился поток пассажиров. Вокзал претерпел изменения: прошла реконструкция во внутренних помещениях, а к левому крылу пристроили двухэтажное здание, где разместились кабинеты начальника станции, милиции, комната уполномоченного НКВД, узловой партком и другие. В помещениях установлены печи, имелся водопровод, а вот канализация и вентиляция отсутствовали.
Вокзал нуждался в коренной реконструкции. В 1940 году был предложен проект железнодорожного узла станции Нижний Тагил, разработанный Московской конторой Трансузелпроект, но Великая Отечественная война перечеркнула планы строительства нового вокзала.
Центральный вход в здание старого вокзала
Билетные кассы старого вокзала. Слева видны здания мастерских
Война и мир
С первых дней войны железная дорога была переведена на военный режим. На Урал шли эшелоны с оборудованием эвакуируемых предприятий, а на запад – составы с танками, пушками, боеприпасами и другим вооружением.
Пассажирские перевозки ограничили, люди месяцами добирались по железной дороге до своего жилья, а в ожидании поезда ютились на вокзале. Составы постоянно задерживались: на платформе отъезжающие с чемоданами и котомками через тамбурные площадки и входные двери штурмом брали темные холодные вагоны. В зале ожидания – толпы ожидающих, скамеек не было – народ лежал вповалку. Большое скопление людей породило новую проблему – антисанитарию, и как следствие, различные заболевания.
На пассажирской платформе. Середина XX века
После войны в связи с ростом промышленности на Урале увеличился грузооборот. К лучшему изменилась работа Нижнетагильского вокзала, в частности, обслуживание пассажиров: широко развернулась предварительная продажа билетов и доставка их на дом, открылась билетная касса на Ново-Тагильском заводе, впервые в городе отменили компостирование в пунктах пересадки. Ну, и наконец, в 1955 году начал ежедневно курсировать поезд Нижний Тагил – Москва.
В середине 50-х годов на привокзальной площади размещались деревянные пассажирские здания 70-летней давности. В соответствии с техзаданием Министерства путей сообщения СССР в 1955 году решено для станции Нижний Тагил повторно применить проект вокзала московского архитектора Мезенцова, разработанный для Магнитогорска с пассажиропотоком 1200 человек: 900 – дальнего следования и 300 – пригородного сообщения.
Год спустя началось возведение нового здания Нижнетагильского вокзала.
Будущие "ворота города". 1960-е годы
Благоустройтво привокзальной площади. 1960-е годы
Старое здание нижнетагильского вокзала. Слева уже построено новое здание. На месте старого вокзала теперь платформа. 1960-е годы
Под звуки духового оркестра
В эксплуатацию здание Нижнетагильского вокзала сдали в январе 1966 года, а спустя месяц состоялось его торжественное открытие. Вот что писала газета «Тагильский рабочий»: «Яркий, солнечный день 22 февраля. 12 часов дня. На привокзальной площади – сотни людей. Это пассажиры, покинувшие старое деревянное здание вокзала и «переселившиеся» в новое. Играет оркестр. Председатель горисполкома тов. Наливай открывает митинг, благодарит строителей за работу, рассказывает о том, какой будет привокзальная площадь после завершения реконструкции. Не успели раскрыться двери вокзала, как в вестибюле – водоворот, оккупировано окно справочного бюро, очереди у двух автоматических справочных установок.
Торжественный митинг в честь открытия вокзала. 22 февраля 1966 г.
… В вокзале чисто, светло, главное – просторно. Легкие бра, лампы дневного света. Динамики звучат четко и ясно… Необычно выглядят и залы ожидания. Здесь нет привычных тяжеловесных, неуклюжих диванов. Вместо них легкие современные скамейки, очень удобные и простые».
За 52 года существования нового здания услугами вокзала воспользовались около 100 миллионов человек. Сегодня среднесуточный пассажиропоток составляет порядка трех тысяч человек, в том числе 200 – в дальнем сообщении и 2800 человек – в пригородном.
В сутки вокзал станции Нижний Тагил принимает 29 пар поездов пригородного сообщения (в 1953 году было всего три пары электричек) и 4 пары транзитных поездов дальнего следования.
В ближайших планах строительство высокой платформы и преображение привокзальной площади, ее озеленение.
Текст: Елена Радченко/tagilka.ru; фото tagilka.ru, historyntagil.ru