В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Новости Тагила в Telegram: t.me/v_tagile

Тысячи беженцев проезжали в битком набитых вагонах в поисках спасения от голодной смерти. История железнодорожного вокзала в Нижнем Тагиле

Нижнетагильскому вокзалу почти 141 год. 14 октября 1878 года по железнодорожной линии Пермь – Чусовская – Гороблагодатская – Екатеринбург открылось регулярное движение. Станция Нижний Тагил была предназначена для переформирования грузовых поездов, а пассажирское движение было незначительным, как и само население поселка Нижнетагильского завода – чуть более 27 тысяч человек.

Станцию украшал вокзал, построенный в том же 1878 году, - одноэтажное здание с центральной каменной вставкой и симметричными деревянными крыльями, богато украшенными резьбой.

Открытие вокзала ст. Нижний Тагил, 1878 г.
Открытие вокзала ст. Нижний Тагил, 1878 г.

С центрального входа пассажир попадал в вестибюль с кассой на два окна и багажным отделением. Слева располагались зал третьего класса, а также буфет, медицинская комната и почтовое отделение. Справа – залы первого и второго классов: мягкие диваны с белыми чехлами, посредине – огромный стол, украшенный цветами.

Для удобства пассажиров одна из двух дощатых платформ размещалась под крышей. У дверей вокзала на ажурной консоли висел станционный колокол, сообщавший о прибытии и отправлении поездов. Вечерами платформу освещали фонари, а праздная публика прохаживалась по перрону и заглядывала в буфет.

Тех, кто прибыл в город, встречали извозчики. Служащих развозили в «квартиры приисков» на Александровской улице (проспект Ленина), в «Дом приезжих» на Тагильской улице (Господский дом), а прочих пассажиров среднего достатка – в недорогие номера, меблированные комнаты, расположенные недалеко от вокзала.

Вокзал со стороны города, XIX в., 1878 г.
Вокзал со стороны города, XIX в., 1878 г.

Вокзал со стороны железнодорожных путей, XIX в.
Вокзал со стороны железнодорожных путей, XIX в.

Упадок

После Октябрьской революции город продолжало лихорадить: власть переходила то к красным, то к белым. Когда отступала белая гвардия, Нижнетагильский вокзал становился перевалочным пунктом. Через него в Сибирь эвакуировались тыловые учреждения, шли эшелоны с военными. Порожние вагоны были в такой цене, что за них давали баснословные взятки. Советская власть в городе окончательно установилась в июле 1919 года.

Революция и гражданская война привели станцию к разрухе. Не было новых вагонов, запчастей для их ремонта, не хватало паровозов. На вокзале среди работников процветали взяточничество, воровство. В начале 20-х годов часть уральских губерний, как и Поволжье, центральную часть России, охватили голод и эпидемии. Тысячи беженцев и беспризорных проезжали через Нижний Тагил в битком набитых вагонах, на крышах, подножках в поисках спасения от голодной смерти.

Вокзал со стороны железнодорожных путей, 40-е гг. XX в.
Вокзал со стороны железнодорожных путей, 40-е гг. XX в.

В 30-е годы в связи с развитием станции Смычка станция Нижний Тагил утратила функции сортировочной, зато увеличился поток пассажиров. Вокзал претерпел изменения: прошла реконструкция во внутренних помещениях, а к левому крылу пристроили двухэтажное здание, где разместились кабинеты начальника станции, милиции, комната уполномоченного НКВД, узловой партком и другие. В помещениях установлены печи, имелся водопровод, а вот канализация и вентиляция отсутствовали.

Вокзал нуждался в коренной реконструкции. В 1940 году был предложен проект железнодорожного узла станции Нижний Тагил, разработанный Московской конторой Трансузелпроект, но Великая Отечественная война перечеркнула планы строительства нового вокзала.

Центральный вход в здание старого вокзала
Центральный вход в здание старого вокзала

Билетные кассы старого вокзала. Слева видны здания мастерских
Билетные кассы старого вокзала. Слева видны здания мастерских

Война и мир

С первых дней войны железная дорога была переведена на военный режим. На Урал шли эшелоны с оборудованием эвакуируемых предприятий, а на запад – составы с танками, пушками, боеприпасами и другим вооружением.

Пассажирские перевозки ограничили, люди месяцами добирались по железной дороге до своего жилья, а в ожидании поезда ютились на вокзале. Составы постоянно задерживались: на платформе отъезжающие с чемоданами и котомками через тамбурные площадки и входные двери штурмом брали темные холодные вагоны. В зале ожидания – толпы ожидающих, скамеек не было – народ лежал вповалку. Большое скопление людей породило новую проблему – антисанитарию, и как следствие, различные заболевания.

На пассажирской платформе. Середина XX века
На пассажирской платформе. Середина XX века

После войны в связи с ростом промышленности на Урале увеличился грузооборот. К лучшему изменилась работа Нижнетагильского вокзала, в частности, обслуживание пассажиров: широко развернулась предварительная продажа билетов и доставка их на дом, открылась билетная касса на Ново-Тагильском заводе, впервые в городе отменили компостирование в пунктах пересадки. Ну, и наконец, в 1955 году начал ежедневно курсировать поезд Нижний Тагил – Москва.

В середине 50-х годов на привокзальной площади размещались деревянные пассажирские здания 70-летней давности. В соответствии с техзаданием Министерства путей сообщения СССР в 1955 году решено для станции Нижний Тагил повторно применить проект вокзала московского архитектора Мезенцова, разработанный для Магнитогорска с пассажиропотоком 1200 человек: 900 – дальнего следования и 300 – пригородного сообщения.

Год спустя началось возведение нового здания Нижнетагильского вокзала.

Будущие "ворота города". 1960-е годы
Будущие "ворота города". 1960-е годы

Благоустройтво привокзальной площади. 1960-е годы
Благоустройтво привокзальной площади. 1960-е годы

Старое здание нижнетагильского вокзала. Слева уже построено новое здание. На месте старого вокзала теперь платформа. 1960-е годы
Старое здание нижнетагильского вокзала. Слева уже построено новое здание. На месте старого вокзала теперь платформа. 1960-е годы

Под звуки духового оркестра

В эксплуатацию здание Нижнетагильского вокзала сдали в январе 1966 года, а спустя месяц состоялось его торжественное открытие. Вот что писала газета «Тагильский рабочий»: «Яркий, солнечный день 22 февраля. 12 часов дня. На привокзальной площади – сотни людей. Это пассажиры, покинувшие старое деревянное здание вокзала и «переселившиеся» в новое. Играет оркестр. Председатель горисполкома тов. Наливай открывает митинг, благодарит строителей за работу, рассказывает о том, какой будет привокзальная площадь после завершения реконструкции. Не успели раскрыться двери вокзала, как в вестибюле – водоворот, оккупировано окно справочного бюро, очереди у двух автоматических справочных установок.

Торжественный митинг в честь открытия вокзала. 22 февраля 1966 г.
Торжественный митинг в честь открытия вокзала. 22 февраля 1966 г.

… В вокзале чисто, светло, главное – просторно. Легкие бра, лампы дневного света. Динамики звучат четко и ясно… Необычно выглядят и залы ожидания. Здесь нет привычных тяжеловесных, неуклюжих диванов. Вместо них легкие современные скамейки, очень удобные и простые».

За 52 года существования нового здания услугами вокзала воспользовались около 100 миллионов человек. Сегодня среднесуточный пассажиропоток составляет порядка трех тысяч человек, в том числе 200 – в дальнем сообщении и 2800 человек – в пригородном.

В сутки вокзал станции Нижний Тагил принимает 29 пар поездов пригородного сообщения (в 1953 году было всего три пары электричек) и 4 пары транзитных поездов дальнего следования.

В ближайших планах строительство высокой платформы и преображение привокзальной площади, ее озеленение.

Текст: Елена Радченко/tagilka.ru; фото tagilka.ru, historyntagil.ru

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх