К 2023 году школы Нижнего Тагила будут испытывать сильный дефицит кадров практически по всем категориям учителей. Такой прогноз озвучила начальник управления образования Татьяна Удинцева на заседании профильнойкомиссии гордумы по соцполитике, сообщает ИА «Все новости».
«Основная потребность к 2023 году будет наблюдаться среди учителей русского языка, литературы, математики, начальных школ, учителей иностранных языков, сохранится потребность в учителях истории и обществознании. В соответствии с требованиями стандартов, второй иностранный язык стал обязательным. А в нашем педагогическом институте большая проблема с учителями французского, немецкого и английского языков – выпускается достаточно мало студентов. Например, кафедры французского в Нижнетагильском филиале РГППУ нет совсем», — подчеркнула Татьяна Удинцева.
Чтобы снизить дефицит молодых специалистов, в 2018 году филиал Российского профессионально-педагогического университета увеличил план набора студентов на 70%. Также в этом году школы заключили 69 целевых договоров. Это значит, что выпускники вуза должны 3 года отработать в учреждениях, которые оплачивали учёбу.
Некоторые учителя проходят профессиональную переподготовку, после которой начинают преподавать те предметы, по которым больше всего не хватает кадров. Например, учитель ОБЖ переучивается и идёт преподавать физкультуру, объяснила Татьяна Удинцева. По данным чиновницы, в прошлом году профессиональную переподготовку прошли 57 тагильских учителей, а в этом – ещё 63.
Крайняя мера в борьбе с дефицитом кадров в школах – увеличение нагрузки уже работающих педагогов. При стандартной ставке 18 учебных часов в неделю, у некоторых учителей она достигает 35 часов. И это не считая проверки домашнего задания и подготовки к урокам.
«Более менее ситуация наблюдается в дошкольных учреждениях. Но сейчас всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому есть потребность в узких специалистах: дефектологах и учителях-психологах», — заявила начальник управления образования.
На заседании комиссии Татьяна Удинцева предложила несколько идей, которые могут решить ситуацию с педагогическим кадрами. Во-первых, увеличить подъемные пособия молодым специалистам с текущих 35 тысяч рублей до 50 тысяч. Во-вторых, разработать областную целевую программу по обеспечению жильём иногородних молодых учителей. По словам чиновницы, всё 113 выпускников филиала РГППУ в этом году являются коренными тагильчанами. А предоставление квартир после окончания университета может убедить иногородних специалистов оставаться в Нижнем Тагиле. В-третьих, выделение субвенций из областного бюджета на обучение по целевому набору.
А директор школы №32 Галина Масликова предложила также повысить «премии» для классных руководителей, на плечах которых лежит ещё большая нагрузка, чем у других учителей.
«На сегодняшний день классный руководитель выполняет функции и контролирующего органа, и родителя, и учителя, и психолога, и социального педагога. При этом несоизмеримы зарплаты педагога и выплаты – 1,5 тысячи рублей. Это то, что гарантирует ему трехсторонний договор с министерством образования и муниципалитетом. Если возможно, предлагаю при помощи муниципальных субвенций увеличить фонд заработной платы классным руководителям. Это повлияло бы на зарплату учителей в целом, и простимулировало бы молодых специалистов в работе с классом», — уверена депутат Галина Масликова.
Но не только зарплатами нужно привлекать молодых учителей. По мнению Галины Масликовой, огромную роль играет престиж самой профессии. Директор школы упрекнула СМИ в том, что они освещают только проблемы в школах. А стоит писать и снимать тематические материалы.
Предложения по улучшению кадровой ситуации в образовательных учреждениях обсудят депутаты на заседании гордумы. После их направят на рассмотрение в Законодательное собрание Свердловской области.