В текущем году в Нижнем Тагиле заработал новый принцип оплаты работы автобусов: перевозчики, помимо сборов с пассажиров, теперь получают выплаты из бюджета, но только за пройденный километраж, который отслеживается навигационной системой. Судя по первым месяцам работы, схема не оправдала ожиданий: 8 рублей за 1 км не мотивируют транспортников соблюдать расписание. С другой стороны, она демонстрирует теперь уже документально подтвержденный масштаб проблем в сфере общественного транспорта.
Для примера рассмотрим маршрут № 55 («Ж/д вокзал — Калинина/Вагонка»), на который на днях жаловались в соцсетях. Фактически подрядчиком ООО «Фирма ТАС» за сентябрь выполнен объем в размере 18,5 тыс. км при установленном плане в 30,5 тыс. км. Из 46,7 тыс. плановых остановок было допущено 30 тыс. нарушений. Схожая ситуация с другим вагонским маршрутом № 56 («Ж/д вокзал — поликлиника»): реальный пробег составил 17,5 тыс. км при норме в 27,7 тыс. км и 60% нарушений регламента времени по остановкам.
Существенно картина не меняется на рейсах в другие районы города и у других частных перевозчиков. Так, на маршруте № 34 («Уральский клинический центр — Рудник», обслуживает ООО «Техноком») реальный пробег составил 49 тыс. км при плане в 67,5 тыс. км, а рейс № 31 и вовсе практически не работал: пробег — 969 км при плане в 12,4 тыс. км и 96% нарушений по остановкам.
Автобус № 1 («Ж/д вокзал — Рудник») выполнил норму пробега на 41%, № 30 («Ж/д вокзал — Ж/д вокзал») — на 36%. Даже самые востребованные и, казалось бы, прибыльные маршруты, не могут показать 100% исполнения: № 14 («ТЦ „Райт“ — ВМЗ») — 24,5 тыс. км при плане в 29,5 тыс. км (исполнение — 83%).
Судя по отсутствию массовых штрафных санкций, в большинстве случаев администрация входит в положение перевозчиков, которые жалуются на отсутствие водителей, и закрывает глаза на нарушения. По некоторым контрактам транспортникам выставляют претензии, но суммы в них приемлемые — до нескольких тысяч рублей. Что касается муниципального автобусного перевозчика, то ему удалось организовать бесперебойную работу за счет многомиллионных вливаний из городского бюджета.
Выходом из ситуации в администрации видят увеличение доплаты перевозчикам за пройденный километраж — сейчас выделение средств на эти цели согласуют с областными властями.