Весной в Нижнем Тагиле заработал муниципальный перевозчик, которому передали треть маршрутов и 40 новых автобусов. После этого пассажиры всё чаще стали просить сделать весь транспорт муниципальным — столь разительной оказалась разница в качестве работы. Однако не все понимают, какой ценой этого удалось добиться.
В 400 млн руб. обошлась покупка 40 новых автобусов «Симаз», еще 17 забрали у частников, которые находились в аренде. И без того глубоко убыточному муниципальному предприятию «Тагильский трамвай», на базе которого создали новое подразделение, потребовались многомиллионные вливания. Актуальной финансовой отчётности в открытом доступе нет, но порядок цифр наглядно демонстрирует увеличение уставного капитала МУПа с 28 до 120 млн руб. — в июне бюджет Нижнего Тагила перечислил 92 млн руб.
Стоит понимать и то, что в будущем затраты будут расти — пока новым автобусам нужно только регулярное техобслуживание, но уже через пару лет потребуется более серьёзный и дорогостоящий, учитывая марку, ремонт. Ни выросший тариф на проезд, ни новые контракты с доплатой за транспортную работу не выведут муниципального перевозчика даже в ноль — он останется субсидируемым. По аналогичной схеме работают трамвайные перевозки, на которые ежегодно направляют порядка 140 млн руб., однако количество маршрутов несопоставимо: 9 против 43 автобусных.
Частникам же на плаву позволяют оставаться не совсем прозрачные схемы работы, пренебрежение расписанием и то, что муниципалам заведомо передали не самые выгодные и ходовые рейсы. Но и им рано или поздно придётся обновлять свой автопарк, состоящий из уже изрядно потрёпанных ПАЗов. Смогут ли они это сделать, а главное, что будет дальше — большой вопрос.