После неоднозначной реакции жителей Свердловской области на введение бесплатного проезда для школьников только в Екатеринбурге врио губернатора Денис Паслер заявил о планах распространить эту практику и на другие города с муниципальным транспортом. В мэрии Нижнего Тагила ИА «Все новости» в тот же день сообщили, что техническая возможность перевозить школьников бесплатно появится сразу, как глава региона даст соответствующее распоряжение, так как перевозчикам в городе, как и в Екатеринбурге, платят за транспортную работу, то есть за пройденный километраж. Однако при ближайшем рассмотрении всё оказывается не так просто.
Во-первых, стопроцентно муниципальным транспортом в Нижнем Тагиле являются только трамваи. Две трети автобусных маршрутов обслуживают частные компании. Во-вторых, экономическая модель перевозок в двух городах существенно различается. В Екатеринбурге бесплатный проезд стал возможен благодаря переходу на так называемые «брутто-контракты»: бюджет платит перевозчикам фиксированную сумму за выполненную работу, а вся выручка от продажи билетов поступает в казну. В Нижнем Тагиле ситуация иная. Здесь частникам тоже доплачивают за километраж, однако выручка от билетов остается у них, и это — ключевая составляющая их дохода. Уже два года администрация пытается дополнительными выплатами (сначала 8, а теперь 30 рублей за километр) мотивировать транспортников соблюдать расписание даже на невыгодных маршрутах. Но, судя по всему, перевозчикам по-прежнему бывает выгоднее вовсе не выходить на линию. Очевидно, что у частных компаний нет никакого стимула возить школьников бесплатно, если город не будет полностью компенсировать им выпадающие доходы. А для этого необходима сложная система учета, на создание которой, даже при доброй воле всех сторон, уйдут месяцы, если не годы.
Еще один важный аспект — нагрузка на транспортную сеть. В отличие от Екатеринбурга, в Нижнем Тагиле не используются автобусы большой вместимости. Для парка, состоящего из небольших ПАЗов и «Симазов», даже незначительный рост пассажиропотока станет существенным, если не критическим на фоне и без того регулярных жалоб тагильчан на несоблюдение графиков движения и переполненные салоны.
Таким образом, реализовать инициативу относительно безболезненно можно лишь в муниципальном транспорте: трамваях и на нескольких автобусных маршрутах, и то при условии выделения субсидий из областного бюджета. Однако полноценный бесплатный проезд для всех школьников города в обозримой перспективе выглядит маловероятным.