В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

Россель хочет восстановить знаменитую «узкоколейку» под Нижним Тагилом

Первый губернатор Свердловской области, а ныне сенатор и президент международного Демидовского фонда Эдуард Россель выступил с инициативой восстановить узкоколейную железную дорогу под Нижним Тагилом, которая в 19 веке объединяла предприятия промышленников.

«Я очень сожалею, что в свое время ни мэр Нижнего Тагила, никто из чиновников не догадался сказать мне, что собственники приняли решение разобрать узкоколейку и сдать рельсы этого пути на металлолом. Я бы решил вопрос по-другому: выкупил эту дорогу с помощью областного бюджета, лишь бы не дать ее разобрать! Я уже выступил инициатором восстановления этой дороги, ее протяженность составляет 67 километров. Начальник Свердловской железной дороги Иван Николаевич Колесников инициативу всячески поддерживает. Сейчас накапливаем узкоколейные рельсы, демонтированные с других неиспользуемых железнодорожных путей, чтобы восстановить "демидовскую узкоколейку". Удалось установить, что тепловозы, которые по ней ездили, сохранились, как и пассажирские вагоны. Сейчас нужно найти 90 млн рублей для того, чтобы изготовить железобетонные шпалы, и тогда мы сделаем дорогу вечной. Поддерживает проект и свердловский губернатор, думаю, все должно срастись», - сказал Эдуард Россель в интервью изданию «Бизнес Журнал. Урал».

По его словам, если проект реализуется, это даст импульс развитию туризма в регионе, тем более что в настоящее время недалеко от места, где проходила «узкоколейка», реализуют проект туристического кластера «Гора Белая».

По историческим путям можно было запустить брендированный поезд «Дорогой Демидовых», который будет рассказывать об истории рода и о первом в России паровозе, созданном в этих местах крепостными мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми, рассуждает сенатор.

«С этой дорогой у меня связаны трогательные личные воспоминания: можете себе представить, я по этой дороге ездил, когда в Нижнем Тагиле жил, а прожил я в этом городе 25 лет. У меня жена из Нижнего Тагила, там родилась дочь. Знаете, когда хотят описать что-то красивое, часто говорят: "…как в Швейцарии". А я вам скажу, что эта самая дорога, эти 67 километров — красивейший маршрут. Швейцария просто "отдыхает"! По обеим сторонам пути — горы, до Висимо-Утки дорога идет через ущелье. Демидовы, кстати, запроектировали дорогу из Висимо-Утки в Усть-Утку, ее тоже можно построить, тем более что путь пролегает рядом с кластером "Гора Белая". Представляете, как было бы здорово, если бы туристы приезжали на Гору Белую этим живописным историческим маршрутом!», - говорит Россель, добавляя, что в идеале восстановить не только дорогу, но и станции со всей туристической инфраструктурой.

Отметим, что несмотря на запуск проекта туристического кластера «Гора Белая» в 2019 году, реальное строительство инфраструктуры пока не началось - проблема упирается в финансирование.

Висимо-Уткинскую узкоколейную железную дорогу запустили в эксплуатацию в 1895 году. По ней перевозили металл, песок, дрова, а в советское время ее использовали для пассажирских перевозок. Многим знакомо народное название пассажирского паровоза - «Кукушка». В 1990-е годы она пришла в упадок. Последним владельцем дороги был ЕВРАЗ, который ликвидировал знаменитую «узкоколейку»: к 2008 году все пути были разобраны и отправлены в металлолом.

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх