В 2017 году исполнилось 120 лет, как вошла в строй Тагильская узкоколейная железная дорога, получившая народное название «Кукушка». На протяжении более чем ста лет она являлась главной транспортной артерией обширных территорий тагильского края, расположенного по обеим сторонам главного Уральского хребта. Именно этому событию и посвящена выставка «Узкая колея широкого масштаба», сообщает novygorod.info.
Строительство заводской узкоколейки было продиктовано неразвитостью транспортной системы в Нижнетагильском Горнозаводском округе. Несмотря на то, что качество демидовского железа в конце ХIХ века оставалось достаточно высоким, себестоимость его заметно вырастала из-за трудностей межзаводских перевозок и доставки на общероссийские рынки сбыта. Как и сто лет назад, заводская продукция Демидовских заводов перевозилась водным и гужевым транспортом.
Чтобы покончить с этой проблемой, в 1895 году было решено строить дополнительные железнодорожные линии, как общего пользования, так и промышленного характера. Из-за сложного горного рельефа местности в юго-западной части Нижнетагильского округа широкая железнодорожная колея не подходила. Оставалось строить узкоколейку.
В 1897 году строительство узкоколейки было завершено, её рельсы протянулись через Уральский хребет, от Нижнетагильского до Висимо-Уткинского завода, где находилась конечная станция, тогда дорога получила своё окончательное и официальное название «Висимо-Уткинская железная дорога» (ВУЖД).
Народное название «Кукушка» узкоколейка получила по обозначению первыхнемецких и российских паровозов серии «КУ», закупленных на заводах в Карлсруэ и в Коломне и пущенных по «висимской узкоколейке».
«Кукушка» стала главной транспортной артерией горнозаводского хозяйства Демидовых. По ней перевозились заводские грузы, лесоматериалы, продукция сельского хозяйства. В годы Великой Отечественной войны с висимских приисков везли золото и платину для нужд фронта, а в послевоенные годы увеличились пассажирские перевозки. Люди старшего и среднего возраста, наверняка помнят трогательный вид небольшого локомотива и миниатюрные вагончики, до отказа заполненные в выходные дни многочисленными дачниками, туристами, охотниками и рыбаками.
Тагильская узкоколейка, построенная Демидовыми для заводских перевозок, изрядно послужила людям и стала частью истории нашего края.
Об истории Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги рассказывает выставка историко-технического музея «Дом Черепановых». В экспозиции представлены уникальные карты и планы тагильской узкоколейки второй половины XIX века; фотографии и документы, повествующие об истории её развития на протяжении ХХ века.
Также на выставке можно увидеть модели узкоколейной железнодорожной техники, выполненные тагильским мастером-моделистом В.Г. Токаревым. Все эти материалы собирались заведующим Историко-техническим музеем «Дом Черепановых» Евгением Михайловичем Ставцевым на протяжении 11 лет.
Узкоколейка «Кукушка» была разобрана десять лет назад, поэтому выставка «Узкая колея широкого масштаба» позволит прикоснуться к этой утраченной части истории горнозаводского края, поможет проникнуться чувством уважения к памятникам истории прошлого и стремлением к их изучению и сохранению.
Экспозиция работает в Историко-техническом музее «Дом Черепановых» (ул. В.Черепанова, 1а) до конца марта 2018 года.