Минпромторг подготовил проект постановления, изменяющий методику расчета утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Согласно документу, с 1 ноября 2025 года сумма сбора будет зависеть не только от объема двигателя и возраста машины, но и от мощности. В результате его размер вырастет в сотни раз, подсчитало «Авторевю».
В ведомстве пояснили, что действующая система начисления устарела из-за роста популярности автомобилей с малообъемными турбомоторами, а также гибридов и электромобилей. Новая формула предполагает использование прогрессивного повышающего коэффициента, который будет рассчитываться исходя из мощности двигателя.
Изменения коснутся и частных лиц, для которых льготный утильсбор будет практически упразднен. Исключение сохранится только для граждан, ввозящих для личного пользования автомобили с двигателями мощностью до 160 л.с. Для них ставка останется прежней: 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за машину старше трех лет.
Для более мощных транспортных средств сбор вырастет в сотни раз. Например, за популярный кроссовер Geely Monjaro (238 л.с.) частному лицу придется заплатить 952 тысячи рублей вместо нынешних 3400 рублей. Еще более значительное повышение коснется гибридов и электромобилей, для которых льготная планка мощности установлена на уровне 80 л.с. Так, утилизационный сбор за гибрид Li L7 (197 л.с.) составит 1,83 млн рублей, а за электромобиль Zeekr 001 (225 л.с.) — 2,16 млн рублей.
В Минпромторге утверждают, что мера направлена на дорогие и мощные автомобили, отмечая, что 88% зарегистрированных за последние пять лет в России легковых машин имеют мощность менее 160 л.с. Однако, по данным агентства «Автостат», которые приводит «Авторевю», ситуация с текущим импортом иная. С января по август 2025 года 68% ввезенных в страну новых автомобилей оказались мощнее 160 л.с. Среди подержанных транспортных средств эта доля составила 44%.
На этом фоне стало известно о вероятном переходе «АвтоВАЗа» на четырехдневную рабочую неделю с 29 сентября. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на профсоюзную организацию автопроизводителя, такой режим может быть введен на срок до полугода. Ранее в концерне объясняли необходимость подобной меры рыночной ситуацией, в частности, высокой ключевой ставкой, ужесточением требований к заемщикам по автокредитам и «большим объемом автоимпорта».