Первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель обратился к главе региона Евгению Куйвашеву с предложением восстановить узкоколейную железную дорогу под Нижним Тагилом, которая в 19 веке объединяла предприятия промышленников Демидовых. Куйвашев воспринял идею с энтузиазмом, решение примут через месяц.
«Ко мне обратился Эдуард Эргартович Россель, большой ценитель этих мест. Он предложил подумать, как восстановить узкоколейку. Связать её с "Горой Белой", сделать туристическим объектом и использовать по назначению — привозить сюда людей. Этим путём идут зарубежные страны. Да и у нас есть опыт эксплуатации узкоколейки в Алапаевске. Идея мне очень нравится. Но, по сути, придётся заново уложить рельсы. Под спецзаказ изготовить шпалы нужного размера. Построить целых 13 мостов. Прежде чем замахнуться на такой проект, я поручил всё посчитать, изучить юридические вопросы. Через месяц мне доложить. Если мы возьмёмся, нам нужны будут партнёры. СвЖД и Евраз уже подтвердили свой интерес», — написал Евгений Куйвашев на своей странице в Instagram.
Висимо-Уткинскую узкоколейную железную дорогу запустили в эксплуатацию в 1895 году. По ней перевозили металл, песок, дрова, а в советское время ее использовали для пассажирских перевозок. Многим знакомо народное название пассажирского паровоза - «Кукушка». В 1990-е годы она пришла в упадок. Последним владельцем дороги был ЕВРАЗ, который ликвидировал знаменитую «узкоколейку»: к 2008 году все пути были разобраны и отправлены в металлолом.
«Я очень сожалею, что в свое время ни мэр Нижнего Тагила, никто из чиновников не догадался сказать мне, что собственники приняли решение разобрать узкоколейку и сдать рельсы этого пути на металлолом. Я бы решил вопрос по-другому: выкупил эту дорогу с помощью областного бюджета, лишь бы не дать ее разобрать! Я уже выступил инициатором восстановления этой дороги, ее протяженность составляет 67 километров», — осенью рассказывал Эдуард Россель.
По его словам, проект даст импульс развитию туризма в регионе, тем более что в настоящее время недалеко от места, где проходила «узкоколейка», реализуют проект туристического кластера «Гора Белая». По историческим путям можно было запустить брендированный поезд «Дорогой Демидовых», который будет рассказывать об истории рода и о первом в России паровозе, созданном в этих местах крепостными мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми, считает Россель.
Такой может стать восстановленная «узкоколейка»
«С этой дорогой у меня связаны трогательные личные воспоминания: можете себе представить, я по этой дороге ездил, когда в Нижнем Тагиле жил, а прожил я в этом городе 25 лет. У меня жена из Нижнего Тагила, там родилась дочь. Знаете, когда хотят описать что-то красивое, часто говорят: "…как в Швейцарии". А я вам скажу, что эта самая дорога, эти 67 километров — красивейший маршрут. Швейцария просто "отдыхает"! По обеим сторонам пути — горы, до Висимо-Утки дорога идет через ущелье. Демидовы, кстати, запроектировали дорогу из Висимо-Утки в Усть-Утку, ее тоже можно построить, тем более что путь пролегает рядом с кластером "Гора Белая". Представляете, как было бы здорово, если бы туристы приезжали на Гору Белую этим живописным историческим маршрутом!», — говорил Россель, добавляя, что в идеале восстановить не только дорогу, но и станции со всей туристической инфраструктурой.