На фоне недоверия к традиционной школьной системе набирают популярность альтернативные методы обучения — например классы по «системе Жохова» или домашнее обучение. Родители, которых не устраивает школьная система образования, ищут единомышленников в соцсетях, создают сообщества, определяют форму обучения и договариваются со школами. В федеральном законе об образовании утверждается свобода выбора методик и программ — главное, чтобы ребенок проходил итоговую аттестацию в государственной школе. Это дает родителям и учителям свободу экспериментировать с инновационными методиками или семейным обучением. Однако не все согласны, что альтернативные методики эффективны. Подробности в материале znak.com.
Каждый ребенок — вундеркинд
Для кого традиционная школа настоящее испытание, так это для гиперактивных мальчиков и их родителей. Лариса Жилина из Копейска, отдавая сына Арсения в первый класс, выбирала не школу, а учителя. Она отдала ребенка в класс Натальи Клиновой, которая долгое время преподает по системе заслуженного учителя РФ Владимира Жохова. К методике она относилась настороженно, но выбор в итоге показался ей правильным.
«Мой сын относится к гиперактивным детям, и ему эта методика подошла. В ней выполнение учебной задачи совмещается с двигательной активностью. Дети подходят друг к другу, к учителю, но не злоупотребляют этой свободой, потому что материал интересный», — рассказывает Лариса Жилина.
Свобода перемещения — не единственная особенность системы. Она подразумевает, что дети уже за первый год освоят всю программу начальной школы, будут знать таблицу умножения и уметь читать. Жохов в выступлениях подчеркивает, что его методика основана на открытиях нейрофизиологии о развитии детского мозга. И такой небывалый результат достигается за счет активного развития обоих полушарий мозга. На уроках дети поют, делают зарядку, смотрят мультфильмы. Темп занятий очень быстрый, но материал многократно повторяется — кто не понял в первого раза, поймет с десятого, обещают сторонники методики. Как говорится в роликах о системе Жохова, которых немало на YouTube, дети, занимающиеся по этой методике, всегда с удовольствием ходят в школу, умеют отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других.
Методика охватывает занятия в начальной школе. В 2017-2018 учебном году по жоховской системе, согласно данным официального сайта автора методики, работало 400 классов как в государственных, так и в частных школах страны.
Как методику Жохова внедряли на Урале
Владимир Жохов во второй половине нулевых годов работал на базе ЧелГУ в Челябинске. Поэтому, наряду с Москвой, жоховские классы стали открываться в южноуральских городах, причем не только в самом Челябинске, но и в небольших Копейске и Еманжелинске.
Сейчас жоховские классы, как правило, открываются по инициативе «снизу» — стараниями родителей. Десять лет назад ситуация была иной — методика распространялась при участии административного ресурса. В августе 2007 года тогдашний мэр Копейска Михаил Конарев лично привез Владимира Жохова на общегородское совещание с педагогами первых и вторых классов.
«Учителям было объявлено, что это известный автор учебников, пособий и тренажеров по математике, — вспоминает педагог из Копейска Наталья Клинова, которая уже девять лет преподает по системе Жохова. — Владимиру Ивановичу, когда он рассказывал о методике, многие тогда не поверили. Казалось невероятным, что дети могут знать и уметь на конец первого класса так много».
Из 58 учителей, присутствовавших на совещании, только 8 начали работать по жоховской методике. Теперь их стало 26, они ведут занятия в 30 жоховских классах (у некоторых — по два).
«Я не хочу обидеть учеников обычных классов, но мне есть с чем сравнивать, — говорит Наталья Клинова. — Дети по объему знаний подготовлены к среднему звену лучше. Они умеют формулировать мнение и отстаивать точку зрения. При этом в методике Жохова, помимо знаний, мощнейшая воспитательная работа. Здесь особые правила жизни в коллективе: дети уважительно относятся к чужому мнению и умеют радоваться успехам друг друга».
На еженедельных вебинарах, которые могут длиться до пяти часов, автор методики дает педагогам материал на предстоящую неделю и отвечает на возникшие вопросы. В открытом доступе материалов уроков нет.
Дети становятся амбициознее
Выпускники первых жоховских классов в Копейске прежде всего вспоминают сильную математику в начальной школе.
Есения Алдакушева в 2007 году пошла в жоховский класс школы №6 Копейска. Сейчас она учится в УрФУ. Студентка признается, что мало что помнит о начальной школе, хотя в целом воспоминания «хорошие».
«Уклон шел на математику. Наш класс был самым успешным среди параллели и более самостоятельным в изучении материала», — рассказала она.
Студентка ЮУрГГПУ Виктория Астафьева, три года отучившись в обычном классе, пошла в четвертый жоховский класс.
«Особой разницы в методике не ощутила, разве что математика была на более высоком уровне. Нужно было научиться в короткие сроки решать математические задачи и примеры: умножение и деление двухзначных и трёхзначных чисел. Летом, перед четвертым классом, мы с мамой самостоятельно проходили учебник математики третьего класса по методике Жохова, чтобы я могла быть на одном уровне с детьми из нового класса», — рассказывает девушка.
По ее словам, подготовка к классу Жохова и обучение в нем сделали ее более сильной и целеустремленной:
«У меня появились амбиции, зародилось желание быть конкурентоспособной».
Всем ли подходит?
За девятилетний опыт работы по Жохову Наталье Клиновой встречались дети, которых забирали из классов, — но чаще это происходило по семейным обстоятельствам. Такого, чтобы ребенок не мог справиться с нагрузкой в жоховском классе, — у нее бывало.
Учитель из Екатеринбурга Светлана Николаева другого мнения. Год проработав по методике Жохова в частной школе, она навсегда отказалась от нее. До этого учитель вела русский и литературу в пятом классе, работала с дошкольниками и была репетитором в начальных классах. По ее словам, она пять лет учила детей читать по классической схеме. И сбоев не было. В конце года в жоховском классе дети не читали, не могли как следует оформлять работы, в классе не было дисциплины. На вебинарах в течение года она говорила о сомнениях, но ей отвечали: дети нагонят.
«Сейчас, по прошествии времени, анализируя методику, я вижу в ней сильные стороны. Например, математику, воспитание уважения человеческого достоинства. Но, несмотря на то, что изначально учителям говорится, что никаких изменений и дополнений в присылаемые материалы к урокам вносить нельзя, необходимо привлекать дополнительный материал. На это нужно было получить разрешение Жохова, и мои более опытные коллеги так и сделали», — говорит учитель.
Методика Жохова не используется повсеместно, но она до конца апробирована и подстроена под принципы аддитивного обучения, говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Она дает положительный эффект: время не тратится на то, что в массовой школе практикуется: объяснения, домашние задания на шаблонное повторение. Этого в жоховских классах стараются избегать, тем самым стимулируя развитие творческих способностей и критического мышления и включая весь интеллектуальный потенциал ребенка в процесс обучения», — поясняет Абанкина.
Повесть о педагогической свободе
Дочь Юлии Петроман из Нижнего Тагила сейчас в седьмом классе. Девочка с первого класса учится дома и в школу приходит, только чтобы написать контрольные. Каждый год Юлия спрашивает дочь, не хочет ли она пойти в школу, и каждый год получает отказ.
«Плюс домашнего обучения — много свободного времени, — говорит Юлия. — Дочь любит читать, поэтому у меня нет проблем с компьютером или телевизором. Занимается в театре моды, в музыкальной школе. Когда проходит итоговую аттестацию и приходит в школу, то потом признается: „Как они могут учиться в таком шуме?“ Ее слабые места — точные науки, и если бы она училась в школе, ее результаты по математике были бы ниже, чем сейчас. С ней никто бы не занимался индивидуально».
Репетиторов Юлия пока не привлекала — хватает собственных знаний. Если что-то забылось, можно повторить по учебнику и вспомнить или посмотреть видеоуроки в интернете. Благодаря интернету, находясь в Нижнем Тагиле, можно слушать лучших преподавателей Москвы и Санкт-Петербурга.
Организация семейного обучения отнимает много сил и времени. Тем более что Юлия работает, хотя занятость и неполная — 2-3 дня в неделю. До некоторых предметов руки не доходят — это география, биология, история. По этим предметам девочка занимается полностью самостоятельно. Педагогического образования родителю, который хочет перевести ребенка на семейное обучение, не требуется, считает Юлия.
«Важнее понимать ребенка и прислушиваться к нему. Педагогическое образование нужно, чтобы строить учебный процесс для большой аудитории», — говорит она.
Педагог и писатель из Санкт-Петербурга Алексей Карпов троих своих детей обучал дома. Сейчас они уже закончили вузы. О своем опыте многодетный отец рассказал в книге «Повесть о педагогической свободе».
«Я всю эту нашу историю домашнего образования всегда воспринимал именно как приключение, — говорит Алексей Карпов. — Я ведь вырос на книжках Джека Лондона и Жюля Верна, братьев Стругацких и других историях про первооткрывателей. Так что мне казалось это естественным — идти новыми путями. Но главное — я четко видел, что моим детям так было лучше».
По его словам, в интернете можно найти множество поддерживающих фирм, которые за некоторую оплату радикально облегчают процесс домашнего образования. Год от года родителям все проще и проще решаться на такой путь. И все же семейное обучение — это особый способ жизни.
«Дети не ходят в школу, и целый день им нужно как-то организовать. Далеко не каждый родитель готов заниматься этим вопросом», — считает педагог.
Семейное обучение будет распространяться
Профессиональный тьютор из Ижевска Алина Дьякова, которая с 2014 года проводит семинары по всей стране, говорит, что родители начали не только интересоваться семейным обучением, но и практиковать его.
«Раньше, когда я спрашивала на семинарах, у кого дети на семейном обучении, поднимались одна-две руки. В последние годы поднимаются почти все руки. Семейному обучению 25 лет, но только сейчас люди начинают массово о нем узнавать».
Алина с 2012 года занимается семейным обучением своего ребенка. При переходе на эту форму она столкнулась с сильным сопротивлением местных властей, ей пришлось изучить всю законодательную базу и приобрести опыт общения с чиновниками. Теперь она помогает родителям и как педагог, и как юрист.
Распространение семейного обучения неизбежно, считает Алина Дьякова:
«Наше образование еще в 90-е годы свалилось в яму, сейчас все только усугубляется. Моя цель — рассказать родителям, что семейное обучение по силам практически любой семье».
Чаще всего родителей беспокоит отсутствие общения со сверстниками и убежденности в том, что для преподавания хватит знаний.
«Когда говорят о нехватке общения, на самом деле речь идет о социализации. И я спрашиваю у родителей: вы действительно хотите, чтобы ваши дети усвоили именно те нормы поведения, которые сегодня демонстрируют школьники?» — говорит Дьякова.
Главная ошибка родителей — когда они приносят «школу» домой, считает эксперт. По ее словам, семейное обучение предоставляет гораздо большие возможности, чем может сегодня дать школа.
«Продвинутых» родителей все больше
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что современные методики, которые формируют актуальные компетенции, а не просто предлагают осваивать предметные знания, пользуются спросом среди родителей и иногда самих ребят.
«Становится все больше „продвинутых“ родителей, у них часто психологическое, педагогическое образование. Они в состоянии освоить эти методики и без всякого пресса и контроля со стороны госорганов заниматься по ним с детьми», — говорит она.
«Это позволяет учитывать особенности развития детей, сохранять их мотивацию, что-то осваивать в более высоком темпе. Но главное — подстроить образование под современные вызовы и действительно сформировать компетентную личность, адаптированную к неизвестностям», — считает эксперт.