В последне время церковь все больше критикую за излишнюю коммерциализацию, однако священники говорят, что делается это не от хорошей жизни.
Русская православная церковь за последние месяцы подарила сразу несколько историй для своих оппонентов, критикующих священослужителей за излишнюю тягу к монетизации духовных услуг. Так, в Прикамье прихожанке одной из церквей запретили воспользоваться принесенной с собой свечой. Вслед за этим внимание привлек пермский Храм во имя святителя Стефана Великопермского, на территории которого обнаружилась автомастерская. «URA.RU» выяснило, за счет чего зарабатывают приходы РПЦ и с какими хитростями могут столкнуться прихожане и туристы при посещении храмов.
В первую очередь РПЦ зарабатывает на требах — крещении, венчании, отпевании, рассказал изданию историк и религиовед Сергей Петров. Отдельная статья доходов, по его словам, — торговля свечами, иконами, нательными крестами, медальонами и религиозной литературой.
«Но в церкви придумано немало хитростей: например, когда вы протягиваете купюры за свечу или икону, то считается, что вы их не покупаете, а просто обмениваете на деньги», — пояснил Петров.
Он также пояснил, что серьезные суммы зарабатываются на освящении домов и автомобилей.
«Что любопытно, в каждом храме действуют свои тарифы, и они могут в разы отличаться. Например, любая треба в Храме Христа Спасителя будет значительно дороже, нежели в сельской церквушке», — сообщил Петров.
Плата за часть духовных обрядов не дает покоя критикам РПЦ
Эксперт отмечает, что очень часто «проявляется гибкость» при отпевании покойников: «Сейчас массово отпевают самоубийц, хотя это церковными канонами, конечно, запрещено. Рассказывали, что однажды священник обвенчал гомосексуалистов, правда, потом его за это наказали». По мнению Петрова, коммерческие интересы РПЦ в последнее время становятся все более выраженными:
«Такое ощущение, что приняли пятилетку и очень торопятся. Хотя любой сбор средств подается всегда под одним и тем же предлогом — на строительство храма».
Точных сведений о структуре бизнес-интересов РПЦ нет, поскольку информация обычно носит закрытый характер, заметил религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак.
«Церковь располагает довольно широкими возможностями для заработка. В первую очередь это, конечно, земельные участки, многие их которых РПЦ получила в бессрочную аренду. Эта земля может сдаваться — к примеру, под автомобильные мастерские, кафе, ларьки. Кроме того, в управлении РПЦ находятся заводы по производству церковной утвари, свеч, а это тоже бизнес», — рассказал собеседник агентства.
С точки зрения РПЦ, покупка свечей не несет в себе коммерческой подоплеки
Он также предположил, что основные деньги зарабатываются в ходе строительства и реставрации различных церковных объектов — на эти цели зачастую выделяет средства государство.
«Также для церкви установлен особый налоговый режим, льготы. Именно поэтому зачастую существует соблазн завести под крышу церкви тот или иной бизнес — это приносит дивиденды как самому бизнесу, так и РПЦ, которая оказывает такую услугу», — пояснил Табак.
Каждая отдельная церковь в современной России «выживает, как может», и не стоит делать выводов об излишней коммерциализации РПЦ, уверен директор портала «Православие и мир», протоиерей Александр Ильяшенко. В разговоре с «URA.RU» он отметил, что наличие на территории храма коммерческих объектов типа автомастерской является хорошим признаком — это показывает, что конкретные представители РПЦ не хотят садиться на шею прихожанам и стараются заработать самостоятельно. Между тем, по его словам, каждой церкви надо платить зарплаты, оплачивать коммунальные услуги.
«Тот, кто сейчас заводит разговоры о деньгах церкви, занимается провокациями. Мы видим желание считать деньги в чужом кармане, а это нездоровый интерес», — заключил протоиерей.
Писатель, публицист, священник Михаил Ардов в беседе с «URA.RU» признал, что «церковь должна иметь возможность зарабатывать».
«Не надо сразу огульно обвинять церковь в том, что разместили у себя ларек или что-то еще. В каждом случае надо разбираться конкретно. Подчас это делается не от хорошей жизни», — пояснил Ардов.
По его словам, в храмах действительно действует «свободное ценообразование»: «Каждая церковь сама устанавливает цены [на услуги]. Но это хорошо и для прихожан в том числе».
Читать по теме: После информации о миллионных заработках священников, депутат предложил обложить церковь подоходным налогом