Город утонул в лужах, тротуары во льду, а дороги покрылись выбоинами - во многом это результат работы дорожных служб зимой.
Жители Нижнего Тагила всю зиму жаловались на качество уборки снега с дорог и тротуаров города. Подобными сообщениями были завалены соцсети и сервис мэрии «Городской контроль». В администрации Нижнего Тагила то хвалят дорожников, то ругают за неудовлетворительную работу.
С приходом плюсовых температур тагильчанам пришлось пожинать плоды неспешной работы дорожников: город превратился в одну огромную лужу, тротуары стали катками, а многие дороги покрылись выбоинами. Во многом это результат работы коммунальных служб зимой: реагенты своевременно не убирались, а снег так и продолжал лежать на обочинах.
Вагонка
На Гальянке люди ходят по дороге так как пешеходный переход ушел под воду
Из-за постоянных жалоб журналисты ИА «Новый город» и вовсе задались вопросом: «неужели у городского хозяйства деньги закончились?»
На это исполняющий обязанности начальника управления городским хозяйством Андрей Лебедев рассказал изданию, что работа по уборке ведётся планово, на жалобы реагируют своевременно, из города ежедневно вывозится не меньше 35 машин со снегом. Средства на это предусмотрены в полном объёме. Андрей Лебедев также предложил обратиться в службу городского хозяйства за, так сказать, более детальной информацией. Ну а там, разумеется, сказали, что никаких комментариев не дают, звоните Лебедеву.
Мы решили выяснить, сколько денег заложено на уборку улиц Нижнего Тагила в зимний период.
Генподрядчиком по уборке улиц является муниципальное предприятие «Тагилдорстрой». С ним был заключен контракт по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети города на период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2020 года. Его стоимость 991 млн рублей. Традиционно «Тагилдорстрой» отдал часть работ ООО «УБТ-Сервис», в частности Вагонку и еще некоторые улицы в других районах города на общую сумму 483 млн рублей. Поэтому именно эти две организации отвечают за уборку дорог и тротуаров.
Пересечение Октябрьской революции и Заводской
Куда уходят миллионы
Согласно техзаданию, за 3 года на зимнее содержание дорог из бюджета будет потрачено 410 млн рублей, то есть по 136,5 млн рублей за 6 зимних месяцев или по 740 тыс рублей за каждый день. Отметим, что проект трехгодичного муниципального контракта предусматривает снижение объёма выполняемых работ в случае снижения лимитов бюджетного финансирования. Однако судя по бюджету Нижнего Тагила в 2018-2020 г., дорожники получают деньги в полном объеме: в 2018 году на содержание дорожной сети потратили 423 млн, в 2019 - 326 млн, в 2020 году заложили 412 млн руб (без учета ремонтов по нацпроекту БКАД).
По примеру Москвы зимний сезон в Нижнем Тагиле открывали парадом техники
Ниже все цены и объемы даны за три года работ.
Согласно проекту муниципального контракта, больше всего денег заложено на покупку и обработку дорог противогололедными материалами (в основном «Бионорд»). На реагенты за три года планировали потратить 176 млн руб. Согласно документации, им обработают почти 160 квадратных километров дорог.
Сама очистка дорог от снега плужными снегоочистителями и автогрейдерами обойдется в 51 млн руб, за эти деньги службы должны привести в порядок 580 квадратных километров дорожного полотна (автогрейдер и плужный снегоочиститель могут чистить одну и ту же дорогу, поэтому площадь больше чем реально расчищенных дорог).
После очистки автотехникой, дорогу должны доработать вручную. Так очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега с откидной в сторону (не путать с расчисткой самих дорожек) стоит 18 млн за 24,5 кв. км.
Отдельным разделом идут работы на обочинах. Вывоз снега с улиц - вторая по затратности строка расходов после противогололедных материалов. По плану за три года должно быть вывезено 450 тысяч тонн снега на общую сумму более 76,3 млн руб. И это не считая содержания снежной свалки за 8 млн. Вывоз 1 тонны стоит 170 рублей.
Нетрудно посчитать, что в сезон должно быть вывезено 150 тысяч тонн снега, пока же за сезон 2019-2020 убрано 60 тысяч тонн (по данным на середину февраля).
Допустим снег будут вывозить каждый день все 6 месяцев зимнего содержания. В день получается 833,3 тонны. Это не менее 42 грузовиков.
Удаление и уборка снежных валов шнекороторными снегоочистителями и автогрейдерами обойдутся бюджету в 5,7 млн руб за 12,5 тыс км. 4,6 млн руб заложено на уборку дорог от мусора в зимний период. По нормативу нужно очистить более 12 тыс км дорог.
Особо стоит обратить внимание на тротуары, на которые часто жалуются тагильчане. Согласно муниципальному контракту, за содержание пешеходных дорожек подрядчик получает 30,6 млн рублей (не путать с парками и набережной - на их содержание есть отдельный контракт с частной компанией). Дороже всего обойдется ручная очистка тротуаров от снега - почти 17 млн рублей за 2,3 квадратных километра. На россыпь песчано-щебеночной смеси заложено 9 млн руб за 39 кв. км. 3,7 млн руб стоит очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега механической щеткой на тракторе, еще миллион обойдется пробег комбинированной дорожной машины с грузом и без груза.
Проспект Ленина
Улица Красноармейская
На очистку остановок общественного транспорта заложено 10 млн рублей, на ливневые канализации и искусственные сооружения - 1 млн руб, на содержание пожарных водоемов более 500 тыс руб. На зимнее содержание заездов в дворовые территории предусмотрено более 4 млн руб, на уборку мостов 3,2 млн руб.
Отдельной строкой идет уборка участка автодороги по улице Садовая - 12 млн руб.
Кто контролирует дорожников
Контролировать выполнение муниципального контракта должно МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» мэрии Нижнего Тагила. Как они это делают и делают ли вообще - неизвестно.
В 2016 году жительница отсудила у «УБТ-Сервис» 25 тысяч рублей морального ущерба за перелом руки из-за скользкого тротуара. Также вынесено частное определение в отношении администрации города, в котором обращается внимание на недостаточный контроль за исполнением муниципального контракта по содержанию улиц зимой.
Что входит в работы
Эксплуатационное содержание в муниципальном контракте разделено на летний и зимний периоды. Период зимней уборки устанавливается с 15 октября по 15 апреля.
Постановление администрации «Об утверждении Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Нижний Тагил» четко регламентирует все работы по уборке улиц и тротуаров, а также вывозу снега.
Согласно ему, проезжие части улиц, тротуары, остановки общественного транспорта и расположенные на них урны должны быть убраны от снега и мусора до 7 часов утра. Срок ликвидации зимней скользкости на внекатегорийных дорогах и дорогах первой категории не должен превышать пяти часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации, на дорогах второй и третьей категории – шести часов.
Наблюдатели заметили, что с этого сезона МУП «Тагилдорстрой» опробовал новую схему поддержания имиджа: предприятие быстро реагировало на жалобы в соцсетях, и даже завело собственную страницу в Вконтакте. А вот самостоятельная расчистка шла не так активно даже в центре города, не говоря уже об окраинах.
Время, необходимое на подметание внекатегорийных дорог и дорог первой категории, не должно превышать пяти часов с момента окончания снегопада, время, необходимое на подметание дорог второй и третьей категории, – шести часов с момента окончания снегопада.
По окончании снегопада производится завершающее сгребание снега и выполняются работы по формированию снежных валов в лотковых зонах улиц и проездов, расчистке проходов в валах снега на остановках городского пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов. Причем формирование валов не допускается на тротуарах, ближе 5 м от пешеходного перехода, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта.
Четко регламентированы и работы по расчистке тротуаров. Так в период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны обрабатываются мелкофракционным щебнем. Механизированное подметание и ручная зачистка тротуаров, лестничных сходов, пешеходных дорожек и посадочных площадок начинаются сразу после окончания снегопада. При интенсивных длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки мелкофракционным щебнем должны повторяться после каждого выпадения 5 см свежего неуплотненного снега.
Время, необходимое для уборки тротуаров и пешеходных дорожек с момента окончания снегопада или метели, не должно превышать трех часов. Время, необходимое для окончательного устранения последствий выпадения осадков на тротуарах и пешеходных дорожках, не должно превышать суток после окончания снегопада.
Помимо прочего, запрещается перебрасывать шнекоротором или перемещать загрязненный или засоленный снег, а также колотый лед на цветники, кустарники и деревья.
Ясно, что в Нижнем Тагиле уборка улиц не соответствует нормативам, чего не скрывает мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев.
Нужно больше денег
Ранее мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев в интервью «Телекону» отвечал на критику жителей и объяснил, почему дороги не всегда вовремя успевают чистить после снегопадов и приводить в нормативное состояние. По его мнению вся проблема в деньгах.
«Давайте быть честными и не обманывать самих себя: если ты зарабатываешь 100 рублей, ты не можешь жить на 200 рублей, как бы тебе не хотелось. Не можешь на 300 и на 500. Да, хочется иметь все, и все сразу. Но есть собственные доходы города которые мы можем тратить на содержание дорог, они составляют определенную сумму. В начале года они составляли 270 млн рублей, позже мы их увеличили до более чем 300 млн рублей. Но для нормативного содержания дорог по методике Минтранса необходимо 1,3 млрд рублей. Эта сумма нужна, чтобы содержать дороги в идеальном состоянии как всем хочется <....> Если ты даешь им (дорожным службам - прим. ред.) рубль, они не могут сделать на два. Поэтому мы вынуждены в рамках того финансирования, которое сейчас есть, оптимизировать все затраты», - пояснил мэр Нижнего Тагила.
Что думают тагильчане
В опросе в паблике «Типичный Тагильчанин» во Вконтакте, 36% проголосовавших оценили работу дорожных служб на «1», еще 16% на «2». Лишь 19% опрошенных поставили оценку «4» и «5».
В соцсетях тагильчане не стесняются в выражениях.
«Что уж говорить если центральная улица Ленина похожа на козьи тропы, совершенно снег не вывозится, а накидывается по краям "тропы", абсолютно везде наледь»
«Всю зиму лежит снег на центральной улице, о чем Вы пишите? (это ответ тагильчанина на заявление мэрии, что "Служба заказчика городского хозяйства" совместно с мастером дорожно-эксплуатационной организации ежедневно проводят обследования улично-дорожной сети города - прим. ред.) Глядя на другие города то это полнейший бардак, на центральных улицах снег очищают вплоть до асфальта и сугробов не наблюдается».
«Вы по Ильича прокатитесь, ни разу за всю зиму снег не вывозился, сейчас все тает и опять будут лужи по которым не проехать и не пройти, страшная колея, ямы. Эта дорога уже стала опасной для всех».
«Половина тротуаров - каток, а вторая половина - лужа. Где идти?»
Помимо очевидного дискомфорта, неудовлетворительная очистка дорог и недостаточный вывоз снега ведет к разрушению дорожного полотна в весенний период. К слову ремонтировать дороги будут те же подрядные организации: МУП «Тагилдорстрой» и ООО «УБТ-Сервис».
Вагонка
Интересно, что при таких объемах работ и оборотом в сотни миллионов рублей, муниципальный «Тагилдорстрой» получил прибыль за 2018 год всего 2 тысячи (!) рублей. Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в 2019 году выручка МУПа ожидается на уровне 610 млн рублей, а чистый убыток составит почти 4 млн рублей. В этом году выручка должна вырасти до 895 млн рублей, но по итогу года прогнозируется прибыль всего 879 тысяч рублей.