После схода снега дороги в Нижнем Тагиле традиционно покрылись выбоинами, однако в этом году автомобилисты жалуются, что ситуация заметно ухудшилась. Некоторые горожане и вовсе вспоминают времена мэрства Валентины Исаевой, когда городские улицы можно было сравнить с послевоенными, а водители организовывали протестные автопробеги.
Сейчас такое сравнение некорректно: с 2019 года в Нижнем Тагиле реализуется нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), благодаря которому городу ежегодно выделяют по 600-700 млн рублей. На эти деньги за три года было отремонтировано более 80 км дорог. Проект рассчитан до 2024 года включительно и председатель общественного движения «Тагил без ям» Никита Чапурин опасается, что к 2026 году город может вернуться к тому, с чего всё начиналось.
В рамках межсезонного осмотра активисты «Тагил без ям» уже обследовали более 500 км полотна. По словам Никиты Чапурина, итоги объездов пока подводить рано, но уже ясно - зиму дороги пережили очень плохо, по сравнению с прошлым годом ситуация значительно ухудшилась. Только он отправил около 20 обращений в ГИБДД в каждом из которых упоминается от одного до сотни дефектов, они присутствуют даже на гарантийных объектах.
«Причина в слабой подготовке дорог к зиме. Не отремонтированные выбоины, трещины и ямки превращаются в большие, аварийные ямы. Выход простой - нужно содержать дороги в полном соответствии с нормативами. В Нижнем Тагиле же сосредоточились на нацпроекте БКАД, а на текущее содержание не особо обращают внимание», — считает Никита Чапурин.
Вызывают опасения у общественника и улицы, отремонтированные по нацпроекту: многими придётся вновь заниматься, тем более что из-за урезанных смет часть из них асфальтировали одним слоем.
«Дороги, отремонтированные по БКАД нужно будет вновь ремонтировать по истечении гарантийного срока. И это было ожидаемо, ведь замена двух слоев асфальта не повлияла на несущую способность дорог. Основания как были слабыми, так и остались. Улицы Ломоносова и Металлургов как топило, так и продолжает топить. Есть несколько дорог, сделанных хорошо, но это скорее исключение из правил. На ул. Геологов вылезли многочисленные трещины, на ул. Серова вновь вылез горб под мостом на Мира, на Фестивальной множество трещин, на Восточном шоссе просадки, выбоины и трещины... Увы, но БКАД это лишь косметический ремонт, а не капитальный. При слабом текущем содержании дорог мы вернемся к тому с чего начинали в 2011-м уже к 2026 году», — объясняет Никита Чапурин.
Есть у активиста претензии к ресурсным организациям, которые восстанавливают свои перекопы с нарушениями технологии.
В год на содержание дорожно-уличной сети Нижнего Тагила из бюджета тратят порядка 390 млн. На эту сумму, в том числе, должны убирать снег зимой и устранять дефекты дорожного полотна летом. В администрации неоднократно говорили, что выделяемых денег недостаточно для соблюдения нормативов.
«Давайте быть честными и не обманывать самих себя: если ты зарабатываешь 100 рублей, ты не можешь жить на 200 рублей, как бы тебе не хотелось. Не можешь на 300 и на 500. Да, хочется иметь все, и все сразу. Но есть собственные доходы города которые мы можем тратить на содержание дорог, они составляют определенную сумму. В начале года они составляли 270 млн рублей, позже мы их увеличили до более чем 300 млн рублей. Но для нормативного содержания дорог по методике Минтранса необходимо 1,3 млрд рублей. Эта сумма нужна, чтобы содержать дороги в идеальном состоянии как всем хочется <....> Если ты даешь им (дорожным службам - прим. ред.) рубль, они не могут сделать на два. Поэтому мы вынуждены в рамках того финансирования, которое сейчас есть, оптимизировать все затраты», — объяснял ранее мэр Владислав Пинаев.
Дорожники уже приступили к ямочному ремонту дорог, с 15 апреля начнут использовать «горячий» асфальт.