История создания манекенов
Манекены существуют очень давно. Правда, изобретали их не один раз. Ведь существует, по сути, два приспособления с разным функционалом: одно используется для демонстрации нарядов, второе – для создания одежды.
Как все начиналось
Первое упоминание о манекене относится ко временам Древнего Египта: о нем говорят письменные источники. Увидеть приспособление мир смог благодаря археологам, которые раскопали гробницу фараона 18 династии Тутанхамона.
Находка представляла собой деревянную и раскрашенную фигурку, по форме напоминающую современных манекенов. По словам историков, эта кукла была необходима мастерам, которые отвечали за создание одежды для высокопоставленных персон. Прикасаться к фараону, чье тело считалось священным, они не имели права. Поэтому портным в Древнем Египте были необходимы манекены.
Манекены из Древнего Рима
У римлян тоже были куклы, которые напоминали современных манекенов. Правда, их предназначение было иным, чем у египтян: такие «модели» в Древнем Риме были исключительно демонстрационными. Они представляли собой компактные фигурки, повторяющие очертания человеческого тела. Их длина была примерно 8-25 см. Изготавливали приспособления из глины, затем раскрашивали. Назывались эти изделия фигуринами и являлись, по сути, объемной миниатюрной картинкой, которая демонстрировала фасон наряда.
Историки полагают, что именно эти древнеримские манекены много веков спустя натолкнули Чарльза Фредерика Уорта на идею использовать манекены, чтобы наиболее выигрышным образом демонстрировать модели нарядов на модных показах.
Пик популярности манекенов
В конце XIX столетия во Франции творил кутюрье по фамилии Уорт. Во многом благодаря ему манекены обрели популярность, в особенности демонстрационные.
Но первые упоминания о таких приспособлениях, которые портные применяли именно для пошива одежды, относятся к XVIII веку. Тогда во Франции манекены производили из дерева либо в технике папье-маше. Кукол делали по конкретным меркам заказчика. Стоили они немало.
Известно, у модника и, выражаясь современным языком, «трендсеттера» своего времени Людовика XIV была не одна персонифицированная кукла, изготовлена из дорогих пород дерева. Королевские манекены были инкрустированы драгоценными роскошными камнями и украшены перламутром.
Кстати, само слово «манекен» французского происхождения. Оно переводится как «человечек», маленький истукан.
Как манекены оказались на витринах
В магазинных витринах фигуры, демонстрирующие модные наряды, стали появляться с середины позапрошлого века. Чтобы придать им еще большее сходство с людьми, образцы стали изготавливать из воска. Что было совсем не практично: куклы таяли под воздействием солнца и ламп, при этом пачкая наряды.
Из чего изготавливали образцы
В XIX же веке были манекены из других материалов – ткани, дерева, а некоторые приспособления производили из металлической сетки.
Химическая промышленность не стояла на месте и развивалась быстрыми темпами. Со временем кукол стали производить из синтетических материалов:
-
пластмассы;
-
стекловолокна;
-
смолы.
Как менялись манекены со временем
Манекены не всегда были одинаковыми: их «размеры» и типы фигуры менялись в соответствии с тем, чего требовала мода. Однако на протяжении длительного времени они были всего лишь фоном для нарядов, статистами без лиц.
Первым «живым» манекеном стала кукла по имени Синтия, творение скульптора Лестера Габа. Он придумывал изделия для люксовых магазинов Нью-Йорка в 30-е годы ХХ века и однажды задумал создать манекен для себя. Потребовалось это ему для того, чтобы по-настоящему прославиться. Итак, дизайнер создал не куклу, а практически живую женщину, у которой даже были веснушки на лице и ногти на пальцах ног. Внешне Синтия напоминала звезд того времени – великих Грету Гарбо и Марлен Дитрих.
Интересно то, что Лестер стал выходить со своим творением в свет: посещал с «подругой» музеи, рестораны, модные клубы, театры. Суперзвездой Синтия стала после появления на обложке суперпопулярного журнала Life.
В 60-е годы прошлого века манекенам придавали внешность знаменитостей. Так, в витринах можно было «встретить» Мэрилин Монро, Брижит Бардо или топ-модель Твигги. В те времена куклы были преимущественно с модельной фигурой – чересчур длинными ногами и тонкой талией.
Тогда же, в 60-х, творила Адель Рутштейн, британская дизайнер, которая изначально создавала чучела животных. Именно благодаря ей на свет появился самый первый в мире темнокожий манекен, прототипом которого стала модель Дониель Луна. Изначально общественность возмутилась такой смелостью, но сегодня, разумеется, к подобным манекенам все привыкли.
«Душу» в кукол вдохнул дизайнер Ральф Пуччи. Творческий бизнес этого одаренного человека начался еще в 1970-е годы. На протяжении десятков лет он сотрудничал с самыми известными мировыми модельерами и знаменитыми магазинами.
Именно Пуччи совершил революцию в мире манекенов. Благодаря ему фигуры стали разнообразными, запоминающимися, приобрели индивидуальность. Ральф первым догадался придавать манекенам «живые» позы, добавлять в их имидж интересные детали.
Современность
Современных кукол производят из всевозможных материалов, преимущественно из стеклопластика и полистирола. Есть куклы на шарнирах, положение рук которых меняется. Существуют также абсолютно гибкие модели, чье «тело» трансформируется абсолютно – так, как вы пожелаете.
Стандарты красоты меняются, а вместе с ними – и пропорции кукол. Как было сказано выше, долгое время у манекенов были невероятные объемы. Согласно исследованию 2017 года, если бы у реальных женщин были такие же фигуры, они бы страдали от истощения и болели.
Сегодня в тренде политкорректность, инклюзивность. В связи с этим манекены становятся все более правдоподобными. Так, в 2018 бренд Nike представил обывателям кукол размера XXL. А когда певица Рианна презентовала коллекцию личного дома мод Fenty, она представила модели на манекенах для всех типов фигур, в том числе с небольшим животиком и объемными бедрами.
Следуя идеям бодипозитивизма, создатели манекенов изготавливают куклы с анатомическими подробностями. Так, бренд American Apparel в Нью-Йорке представляет образцы с выпирающими сосками и даже растительностью, заметной под нижним бельем. Кстати, в дирекции магазина отметили, что это нововведение увеличило трафик на целых 30%.
В свою очередь, в витринах Nike демонстрируются куклы, созданные по прототипу параолимпийцев. Таким образом компания приравняла людей с ограниченными возможностями к прочим категориям покупателей.
Манекены в видении деятелей искусства
С конца XIX века манекены стали появляться на живописных полотнах. Так, итальянский художник-футурист Джорджо де Кирико изобразил их на полотне 1912 года «Гектор и Андромаха». Позже куклы, воплощающие идею «механического» человека, буквально заполонили весь его творческий мир и стали единственными персонажами его творений.
Изображали манекенов и сюрреалисты. Правда, они видели в них сексуальные объекты. Особенно интересна серия фотографий Ханса Беллмера «Кукла» от 1934 года, где манекены-дамы представлены в крайне откровенном виде.