Депутаты окончательно отказались от идеи повышения штрафов за неправильную автомобильную тонировку. Сейчас, напомним, согласно ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», штраф составляет 500 руб., причем на него также распространяется скидка 50%.
Идеи о необходимости поднять штраф до 1,5 тыс. рублей за первый такой проступок и до 5 тыс. рублей для рецидивистов впервые прозвучали в 2015 году, сообщает Autonews.ru. Однако несколько раз анонсированный законопроект сначала забуксовал в Госдуме, а после того как его автор, первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, не получил поддержки МВД, он решил вовсе отказаться от лоббирования своей идеи.
О том, что в этом году ждать отправки доработанного законопроекта в Госдуму и тем более его вступления в силу в текущем году не стоит, Autonews.ru рассказал сам Лысаков. Депутат до сих пор считает, что затонированные сверх нормы автомобили представляют на дорогах реальную опасность.
«Серьезные штрафы за неправильную тонировку действуют в большинстве стран, в том числе даже таких жарких, как Объединенные Арабские Эмираты. Там водители, которые наглухо тонируют автомобили, объясняют это необходимостью защищаться от солнца. Но их сурово за это наказывают. В России, согласно стандартам и техническому регламенту, светопропускаемость лобового стекла должна быть 75%, передних боковых стекол — 70%. Задние боковые стекла и заднее стекло можно затонировать хоть полностью. Если человек их не соблюдает, обклеил свой автомобиль этой пленкой по кругу и ничего не видит, то такое поведение должно наказываться более жестко, ответственность должна быть повышена», — объяснил Лысаков.
Он считает, что такие водители представляют особую опасность, тем более в непогоду или в темное время суток.
«Изначально предполагались еще более жесткие санкции. Но получилось так, что в МВД нас не поддержали, а Госдума вместо актуального документа рассмотрела и отправила на доработку предыдущую версию законопроекта. Это означало, что мне пришлось бы делать все заново, чтобы перезагрузить инициативу. Но поскольку в МВД посчитали, что затонированные автомобили на дорогах — это не проблема, я решил, что заниматься этим законопроектом нет необходимости», — добавил Лысаков.
Предложение о повышении ответственности за тонировку автомобильных стекол Лысаков впервые внес в Госдуму еще в 2015 году. Дело в том, что примерно в это же время прекратила действовать такая мера обеспечения административного наказания, как снятие автомобильных номеров. Инспекторы ГИБДД потеряли право скручивать госномера, в том числе у нарушителей правил тонировки, и отправлять машины на штрафстоянки. Вся эта процедура потеряла смысл, поскольку заказать дубликат госномеров для автомобилистов уже не составляло никакого труда.
Этого нововведения, кстати, также добился Лысаков. Но оказалось, что именно временное лишение госномеров главным образом и сдерживало любителей глухой тонировки: никому не хотелось тратить время на их возврат при отказе устранять нарушение на месте. Однако теперь, получив штраф 500 руб., автомобилисты либо отклеивали пленку на месте в присутствии инспектора, а потом заново тонировали стекла, либо, если удавалось договориться не удалять тонировку сразу, вовсе «забывали» о необходимости устранить нарушение. Повышение штрафа, по мнению Лысакова, должно было заставить водителей лишний раз задуматься, прежде чем нарушать принятые стандарты.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в июне 2015 г. в МВД провели анализ правоприменительной практики. Оказалось, что такое нарушение, как установка стекол, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента, резко выросло. За первые пять месяцев 2015 г. в России выявили 661,1 тыс. водителей с неправильной тонировкой (+91,3%). Больше всего нарушителей насчитали в Москве (47,8 тыс.), Краснодарском крае (45,7 тыс.), Свердловской (32 тыс.) и Ростовской (24,6 тыс.) областях.
После таких новостей на сайте Российской общественной инициативы даже появилась петиция, призывающая, напротив, смягчить требования к тонировке и снизить светопропускаемость до 60% для ветровых стекол и до 40% — для остальных. Утверждалось, что умеренная тонировка стекол несет множество плюсов для водителей. В том числе скрывает от посторонних глаз наличие в салоне ценных вещей, защищает салон от перегревания, а самого водителя — от ослепления слишком ярким светом фар. Существенного количества голосов инициатива не набрала, а напоминания о том, что штраф вырастет в ближайшее время, звучали ежегодно вплоть до начала 2019 года.
Автоюрист Сергей Смирнов считает проблему неправильной тонировки актуальной. Он ожидает, что количество таких автомобилей на дорогах значительно возрастет, что негативно повлияет на безопасность движения.
«Глухую тонировку, к сожалению, у нас любят. Есть даже те, кто заклеивает и лобовое стекло, и даже фары, — говорит Смирнов. — Но я не думаю, что действующий штраф нужно поднимать. Сотрудников ГИБДД в России сократили — контролировать ситуацию с тонировкой трудно, если только речь не идет о каких-нибудь специальных рейдах. А повышение штрафа может лишь способствовать ситуации, когда автомобилисты будут пытаться договариваться на месте. Кроме того, нет четкой статистики того, сколько ДТП произошло именно из-за неправильной тонировки».
Юрист напоминает: хотя 500 руб. — это действительно небольшой штраф, но сотрудники ГИБДД параллельно с ним выписывают предписание об устранении нарушения, при котором эксплуатация транспортного средства запрещена. Если водитель этого не сделает, то ему грозит уже более серьезная ответственность согласно ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». А это уже штраф от 500 до 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.
«Случаи, когда суды назначают арест, действительно бывают», — добавил эксперт.
В свою очередь адвокат Александр Липатников пояснил, что сотрудники полиции имеют право потребовать от водителя на месте избавиться от неправильной пленки. Сам он считает, что наличие глухой тонировки способствует менее культурному стилю вождения.
«Водители, чьих лиц не видно в автомобилях, ведут себя более агрессивно на дорогах, наверняка многие с этим сами сталкивались», — рассказал адвокат.
При этом ответственность в виде административного ареста за неустранение нарушения Липатников считает справедливой.
«В первый раз человек нарушает ПДД, но во второй раз, не исполняя распоряжение полицейского, водитель противопоставляет себя государству и идет на это осознанно», — добавил юрист.
Сотрудники ГИБДД при проверке светопропускаемости стекол должны сделать замеры в трех разных точках каждого стекла, при этом поверхности должны быть сухие и чистые. Во время дождя или высокой влажности замеры не производятся, а вот в темное время суток замеры не запрещены. Главное, чтобы прибор был сертифицирован и имел пломбу.