Первый губернатор Свердловской области, президент международного Демидовского фонда Эдуард Россель не теряет надежды восстановить узкоколейную железную дорогу под Нижним Тагилом, которая в 19 веке объединяла предприятия промышленников Демидовых. По его словам, сейчас идёт подготовка положений и «идеологии восстановления», несмотря на отказ региональных властей финансировать проект.
Протяжённость «узкоколейки» от станции Кедун-Быково до Усть-Утки составляла более 100 км, но в 2007 году её выкупил и разобрал на металлолом местный бизнесмен. Наш постоянный читатель рассказал, в каком состоянии находится путь на данный момент. Публикуем его очерк с минимальной редактурой.
Прошлым летом я проехал по этой бывшей узкоколлейке аж 79 километров на мотопеде. В детстве мы катались на кукушке и в вагонах и на крыше, прячась от контролера. Один раз я даже с крыши вагона спикировал в кусты, когда вагон мотнуло на ходу. Ностальгия короче. И что я могу сказать по этому поводу.
Насыпь осталась практически везде, раньше делали на совесть. В некоторых местах из неё даже не выдернули шпалы, поэтому проехать затруднительно. Смотреть кроме леса там реально не на что, лес вырос густой и высокий. Даже если на крыше вагона организовать смотровую площадку, смотреть будет не на что.
Мосты. Как ни странно, сгнивших мостов мало. Раньше строили на совесть. Большинство мостов сознательно разрушены, я не знаю зачем. Самый красивый мост был на перегоне между Висимом и Висимо-Уткинском. Сейчас из широкой речки торчат лишь кирпичные опоры моста, позволяющие судить о его былом величии. Ещё красивый мост был через речку Чауж. Это если ехать на Белую, за Черноисточинском есть поворот на Елизаветинское и Чауж. И вот там справа от дороги, на расстоянии 190 метров. Он был кирпичный. И с разрушенного моста убрался какой то квадроциклист. На остатках моста висит мемориальная табличка, разбитая какими то варварами.
Через Ушковскую канаву мост снесли так, что даже следа не осталось. Насыпь просто упирается в речку.
Бывшая узкоколейка проходит через населённые пункты.
Чащино
На месте узкоколейки улица с домами. Ширина улицы позволяет сдвинуть дорогу и восстановить ж/д путь, но жители будут в шоке, мягко говоря. И это я ещё не был в садах Торфяника, там всё намного хуже, я так думаю.
Чауж
Там улица прямо на остатках бывшей узкоколейки. Некоторые дома в притык к насыпи. Если попытаться от Чаужа проехать в сторону Тагила, там хорошее такое болото, образовавшиеся из-за бобров, запрудивших речку Чауж. Я там не проехал, т.к. было лень рубиться и одет был неподходяще, но в этом году попробую.
От Чаужа до Висима совершенно глухие места
Километров 5-6 от Чаужа накатана колея от квадрациклов. Дальше шпалы не выдернуты и ехать полный трэш. Выехать к цивилизации можно километрах в пяти от Бездонного озера. Мост к Висиму разрушен. Далее железка идёт по задворкам Висима и местные раскатали её в полноценную грунтовую дорогу. Я думаю они тоже будут "очень рады" если там начнут ходить поезда.
Короче
На народной карте Яндекс я отметил все засадные места, броды, разрушенные мосты и т.д. Можете полюбопытствовать Будущим летом собираюсь проехать там ещё раз, сняв дорогу на видео и выложив на Яндекс зеркала. В данный момент пытаюсь изобрести подвес на грудь с трёхосевой стабилизацией, для смартфона. Снимать-то нужно из приложения Яндекс, по другому никак. Но вот эти все свистопляски с электроэнергией, вернее с её оплатой, слегка подорвали золотой запас и отнимают время для подготовки свершений. :-)
P.S
На самом деле посмотреть есть на что.
Безлюдные урочища, брошенные домишки. Незаконные Демидовские платиновые прииски. Весёлые горы опять же. Но это нужно будет слезать с поезда и топать ножками до достопримечательностей. При этом преодолевая трудности в виде грязи, мошкары, комаров...
Где можно проехать по бывшей Демидовской узкоколейке
В сторону Висимо-Уткинска, где узкоколейка заканчивается.
От Горбуново до трассы Тагил-Усть-Утка.
От Чащино до трассы Тагил-Усть-Утка.
В районе Студёного насыпь перекопана в двух местах так, что пешком перебраться затруднительно, на технике вообще никак. Если перебраться, с великом на голове, например, далее идёт хорошая дорога до асфальтирки, идущей вдоль Ушковской канавы на базу и на стрельбище. Идущая мимо полигона, на котором собирают в гигантские мешки ил из Черноисточинского пруда.
Через речку "Ушковская канава" перебраться только пёхом или с великом на голове. Моста нет, но левее есть переправа через речку из больших камней, можно пройти не замочив ног. Оттуда можно легко проехать до базы Чаужинка, по пути преодолев небольшой брод, с каменистым дном. Глубина по щиколотку.
От базы Чаужинка, километра 3-4 до дороги на Елизаветинское. Но в 190 метрах от дороги на Елизаветинское разрушенный мост. Рядом брод через речку Чауж, но берега такие, что проехать можно только на полноприводном квадре с большими колёсами. От дороги до Чаужа сильно заросший и заболоченный участок, можно пройти пешком, на технике вряд ли, на мотовездеходе разве что.
Из Чаужа до выезда к цивилизации километров 15 безлюдных мест. Выезжаешь в окрестностях деревни Захаровка (вроде). Там же ветка в Уралец к бывшему Дунитовому руднику (не ездил). Затем выезжаешь на дорогу к Бездонному озеру и до трассы можно или по ней или далее по узкоколейке, но около трассы разрушенный мост.
Далее бывшая узкоколейка идёт по задворкам Висима и уходит в лес. До Висима-Уткинска километров 10-12 сносной насыпи, раскатанной местными в лесную дорогу. Эта дорога упирается в красивый разрушенный мост через речку. В Висимо-Уткинск выбраться можно по лесной дороге вдоль речки, но она вся искорёжена грузовой техникой. Местные колхозники ездят на охоту, рыбалку, за дровами, хотя там вроде бы заповедник.