Первый губернатор Свердловской области, президент международного Демидовского фонда Эдуард Россель не теряет надежды восстановить узкоколейную железную дорогу под Нижним Тагилом, которая в 19 веке объединяла предприятия промышленников Демидовых, несмотря на отказ региональных властей финансировать проект.
«Мы с железной дорогой работаем над проектом восстановления узкоколейного пути, который закончил Елим Павлович Демидов в 1898 году и по которому возили руду, а в советское время флюс. А потом один из предпринимателей выкупил и разобрал на металлолом. Просто жуть, никто мне не сказал, мы бы выкупили эту дорогу. Теперь мы приняли решение её восстановить. Я думаю, во втором квартале мы основные положения утвердим, и идеологию восстановления», — сказал Эдуард Россель на пресс-конференции.
В ближайшее время в регионе будет создан кластер «Демидовские маршруты», в который войдут все поселки и города, где работали Демидовы. Попадёт в них Нижний Тагил с пригородом. В рамках этих мероприятий создадут специальный реестр, в который будут занесены сведения о сохранившихся и несохранившихся объектах Демидовых. Часть из них попытаются восстановить, если же таких возможностей не окажется, то на месте воздвигнут стелу с QR-кодом, сообщил Россель.
В качестве примера завода, который можно восстановить, он привел Демидовский завод в Нижнем Тагиле.
«Прекрасный завод, был запущен в 1723 году Акинфием Демидовым. Он работал до июля 1983 года, обеспечивал во время Великой Отечественной войны нашу промышленность металлом. Сейчас стоит вопрос о его возрождении, реставрации. Туда будет ездить весь мир»,— пообещал Эдуард Россель.
Напомним, в начале 2022 года Россель уже обращался к губернатору Евгению Куйвашеву с просьбой восстановить «узкоколейку». Была создана рабочая группа, которая провела укрупнённый расчет стоимости реализации проекта. Чтобы восстановить «узкоколейку» от станции Кедун-Быково до станции Усть-Утка протяженностью 101 км нужно более 2,4 млрд рублей. Инвесторы готовы выделить 497 млн, остальные затраты должны были лечь на плечи областного бюджета. В результате от проекта решили отказаться.
Висимо-Уткинскую узкоколейную железную дорогу запустили в эксплуатацию в 1895 году. По ней перевозили металл, песок, дрова, а в советское время ее использовали для пассажирских перевозок. Многим знакомо народное название пассажирского паровоза - «Кукушка». В 1990-е годы она пришла в упадок. К 2008 году все пути были разобраны и отправлены в металлолом.