Шумиха вокруг дела Михаила Ефремова, обвиняемого в том, что он в нетрезвом виде протаранил на своем Grand Cherokee фургон ВИС-2349 на базе Лады Гранты, что привело к смерти водителя и побудило газету «Авторевю» провести свой, независимый краш-тест этого грузовичка.
Хотя ВИС-2349 и сделан на базе легкового автомобиля, производитель - дочерняя фирма АвтоВАЗа «ВИС-Авто», представил его на сертификацию по категории N1 - малотоннажных грузовиков, а не по классу M1, как легковой автомобиль.
Причина этого в том, что по правилам, принятым в Российской Федерации, категория автомобилей N1 освобождена от обязательного прохождения жестких краш-тестов. Оттого грузовичок и подвергся облегченной версии сертификации по правилам ООН № 12 и № 29. Суть их в том, что испытуемый автомобиль без манекена, ударяют об стену на скорости 48 км/ч, а затем оценивают, как переместилась рулевая колонка. При втором типе испытания маятник, весом в полторы тонны, падая с двухметровой высоты таранит неподвижно стоящий автомобиль.
Эксперты газеты решили проверить, что стало бы с ВИС-2349, если бы он прошел сертификацию по категории M1 для легковых авто. На приобретение подопытного экземпляра полурамного фургона было выделено 756 тысяч рублей. В лаборатории НАМИ, в Дмитрове, его подвергли имитации столкновения - фронтальному удару об деформируемое препятствие на скорости 64 км/ч. Водителя и пассажира в кабине представляли манекены, идентичные по весу и росту взрослому человеку.
В целом, ВИС-2349 почти полностью идентичен самой Ладе Гранте. Такая же подушка и ремни безопасности. Различие в полураме, сваренной из труб и корпуса фургона, утяжеляющих автомобиль почти на 200 кг.
Тест показал, что на скорости 64,77 км/ч целостность фургона никак не могла быть сохранена. Энергию удара полностью приняла на себя передняя часть корпуса автомобиля. Полурама, сваренная из стального прямоугольного профиля, только способствовала деформации кабины своей жесткостью. Педали и рулевая колонка сдвинулись вглубь кабины на 10-15 см. Дверной проем уменьшился на 13 см, а сами двери деформировало и заклинило. Но ремни безопасности и подушка предотвратили повреждения головы и шейного отдела. Что касается остальных частей туловища - грудной клетки и ног, они с высокой степенью вероятности были бы сильно травмированы. Результат теста признан неудовлетворительным, потому что механизмы управления сместились настолько далеко, что превысили безопасные значения.
Максимальный уровень пассивной безопасности в данном тесте составляет 16 баллов. У грузовичка на базе Гранты он достиг уровня в 3,7 балла. Совсем негусто, если учесть, что такую же оценку безопасности получила модель Москвича 2141, выпуска 1986 года. Зато у стандартной Лады Гранты по результатам ранее проведенных тестов пассивная безопасность оказалась почти вдвое выше - 8,4 балла.
Однако стоит оговориться, что результаты проведенного краш-теста не совсем соответствуют условиям, в которых оказался погибший в столкновении водитель ВИС-2349. Как пишут журналисты «Авторевю», авто виновника аварии Grand Cherokee более тяжелое - весит чуть больше двух тонн. И более высокое. Удар пришелся не на лонжероны, которые могли хоть как-то смягчить удар, а выше них. Сыграла свою роль и беспечность водителя, который не был пристегнут ремнями безопасности, вследствие чего получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался в больнице.