В 2014 году «Уралтрансмашем» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») на «Иннопроме» был представлен концепт нового трамвая. Презентация произвела эффект разорвавшейся бомбы: разработку положительно оценили ведущие отечественные и мировые промышленные дизайнеры. У трамвая даже появилось неофициальное название: «Айфон на колесах».
У «Уралвагонзавода» были далеко идущие планы: к 2018 году предприятие планировало обеспечить новыми вагонами все города, которые принимали матчи Чемпионата мира по футболу. Только в Екатеринбург хотели поставить 50 машин.
Однако в конце 2016 года «Уралвагонзавод» перешел под контроль «Ростеха» и перспективная машина была окончательно похоронена. Первоначально в качестве аргументов приводилась трамвоопасная кабина, но в серийной версии ее изменили.
Тогда в «Ростехе» признали, что для R1 нет ходовой части, машина оказалась слабо пригодна для ремонта.
Трамвай R1 был произведен в единственном экземпляре и до этого момента хранился на задворках завода «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге. В начале июля 2021 года его отправили в Москву, где он стал частью основной экспозиции Музея Транспорта.
«Это ещё не все. R1 и сам станет выставочным пространством — внутри него современные художники смогут показывать свои работы на темы транспорта и урбанистики», - рассказали в музее.
В свою очередь «Уралтрансмаш» занялся выпуском более приземленных вагонов. Самый последний - модели 71-415, также называют инновационным, но сравнивать его с R1 кощунство по отношению к последнему.