Чем больше пассажиров, тем больше убытки. Поэтому нужно поднимать стоимость проезда, но и это не спасёт ситуацию. О таких парадоксах рассказали сегодня представители муниципального предприятия «Тагильский трамвай» депутатам постоянной комиссии городской думы по городскому хозяйству и ЖКХ.
Парламентарии посетили одну из отремонтированных по программе развития трамвайного движения тяговых подстанций. Из девяти объектов отремонтированы уже шесть, на оставшихся работы продолжаются. Ремонты изначально планировали закончить к сентябрю. Но документы из областного Минтранса поступили поздно, сроки окончания ремонтов перенесли на 25 ноября. Цена контракта – 119 миллионов рублей.
Здание подстанции на Кулибина, в которую привели депутатов, недавно выкрашено в яркий цвет. Заменены инженерные сети. Но самое главное – на 100% установлено новое электрооборудование иностранного производства.
Ведь практически все тяговые подстанции для трамваев в Нижнем Тагиле появились в 70-х годах. И оборудованы в тот же период. А самая старая – на проспекте Мира, вообще построена в 1935 году. Теперь именно в ней разместится единый пульт, с которого будет управляться работа другими подстанциями. Причём вплоть до того, что диспетчер сможет отслеживать, что происходит в каждом из помещений – для этого специально установлены камеры наблюдения.
[widgetkit id=37]
Есть ли видимое уменьшение энергозатрат после обновления оборудования – такой вопрос заинтересовал депутатов. Пока однозначного ответа нет, говорит директор МУП «Тагильский трамвай» Игорь Темнов. Дело в том, что пока идёт ремонт на одной подстанции, её нагрузку на себя берёт другая. Поэтому никакой экономии, пока ремонты не закончатся, видно не будет. На Вагонке из-за работ на подстанции и вовсе начались проблемы с движением трамваев. В час пик пока не выпускают сцепки из двух вагонов – чтобы не увеличивать нагрузку на сеть. Иногда возникают перебои. Игорь Темнов просит жителей Дзержинского района потерпеть ещё две недели – ремонты должны закончиться к 25 ноября.
Благодаря ремонту на подстанциях, одновременно на линию в Нижнем Тагиле уже может выходить 50 трамваев. До ремонта сеть выдерживала только 42 вагона. Уже увеличено количество рейсов в утренние и вечерние часы, говорит Игорь Темнов. Но чтобы трамваи ходили с 5.30 утра до 23 часов с интервалом в 10 минут, вагонов на линии должно быть 60. А всего в депо должно быть 80 обновлённых трамваев. Пока же трамвайный парк Нижнего Тагила – 99 единиц. Из них на ходу 90, но почти все они морально и физически устарели. Новых трамваев всего 15. А 11 до конца года уйдут на пенсию – их спишут.
Проблема в том, что чем больше пассажиров перевозит «Тагильский трамвай», тем больше убытков несёт предприятие. У трамвайщиков за последнее время выросла зарплата – средняя достигла 16,5 тысяч рублей, вагоновожатые получают по 18 тысяч. Увеличилась работа транспорта. Всё это ведёт к росту издержек. Дело в том, что себестоимость перевозки одного пассажира чуть больше 18 рублей, а проезд стоит 14, говорят экономисты «Тагильского трамвая».
С 1 января проезд подорожает до суммы, максимально разрешённой Региональной энергетической комиссией, – 16 рублей. Льготники будут платить 8 рублей вместо 5. Остальное за них «Тагильскому трамваю» будет доплачивать город. Но, по мнению тармвайщиков, этими субсидиями бюджет ограничиваться не должен. Опыт других городов, в том числе и зарубежных, говорит о том, что трамваи – убыточный транспорт. А потому, они должны дотироваться из бюджета. Например, во Владивостоке городская казна оплачивает трамвайщикам расходы на электроэнергию. «Тагильскому трамваю» электричество летом обходится в 2 миллиона рублей в месяц, зимой – в 3,5. Такая помощь от бюджета была бы очень кстати, уверены на предприятии.
Парламентариев приводят в здание депо, его построили в 1971 году. И теперь здание нуждается в капитальном ремонте. Больше всего хочется заменить кровлю. Старая протекает, в дождливое время года в депо можно стоять с зонтиком, рассказывают работники трамвайного парка. Из-за отсутствия теплоизоляции снаружи постоянно нарастают большие сосульки. Но пока никаких конкретных сумм, которые нужны на ремонт депо, у трамвайщиков нет. Депутаты предложили составить смету, чтобы посмотреть, можно ли предусмотреть необходимую сумму в бюджете города. В целом комиссия пришла к выводу, что «Тагильский трамвай» нужно продолжать поддерживать, потому что финансовые вливания уже дают свои результаты.
[widgetkit id=38]