Российские металлурги просят правительство гарантировать вывоз продукции в восточном направлении по железной дороге. По их оценке, с начала года погрузка металла на этом направлении упала на 60%, в том числе на экспорт на 80%, и это грозит прямым снижением производства, пишет «Коммерсантъ». Причина в том, что мощности железной дороги забиты углем и нефтью, которые имеют более высокий приоритет перед сталью.
Российские металлурги через свою ассоциацию «Русская сталь» обратились в правительство с просьбой обеспечить гарантированный вывоз стали по БАМу. Своё письмо к первому вице-премьеру Андрею Белоусову направил и ЕВРАЗ. В нём говорится, что в 2020 году в пик погрузки черных металлов на восток, 66% обеспечил ЕВРАЗ. Но после ввода временных правил определения очередности грузов приоритет получили экспортные нефтяные грузы и контейнерные поезда. Кроме того, по Восточному полигону в силу гарантий вывоза из Кузбасса активно едет уголь, который находится в очередности ниже металлов.
В результате оформление груженых вагонов с двух заводов ЕВРАЗа — НТМК и ЗСМК — снизилось в четыре раза к уровню января 2022 года. Компания была вынуждена частично переориентировать 34% продукции на другие направления, но остальные перенаправить невозможно. Ограничения перевозок на восток, считают в компании, приведут к сокращению объемов производства компании на 2 млн тонн в год, что вызовет снижение добычи и обогащения руды до 7 млн тонн. Компания просит правительство гарантировать вывоз 2 млн тонн для НТМК, 3 млн тонн — для ЗСМК.
Эксперты оценивают шансы получения таких гарантий как небольшие и советуют переходить на контейнеризацию экспорта, так как контейнерные грузы идут быстрее и имеют приоритет при погрузке. С другой стороны, такой вариант снижает и без того не высокую маржинальность экспорта, но позволит сохранить объемы производства и рабочие места.