Особенности и сфера применения фрикционных дисков
Фрикционные диски - специальные элементы сцепления между передачами в оборудовании АКПП. Они используются для включения и передачи крутящего момента. Основа фрикциона состоит из стального диска со специальной внешней накладкой. Главное назначение дисков фрикционных заключается в защите оборудования от механических воздействий и иных повреждений, которые возникают в результате активной эксплуатации.
Особенности работы систем
Главной задачей фрикциона становится сжатие и размыкание в строго определенный период, благодаря чему необходимая шестерня КПП останавливается или запускает процесс вращения. Фрикционы сжимаются и разжимаются под воздействием трансмиссионных жидкостей.
Производители выделяют два основных типа фрикционов:
- металлические диски с фрикционной накладкой (они находятся в сцеплении с корпусом и самой коробкой, такие фрикционы имеют неподвижный механизм);
- мягкие фрикционы (вращаются в одно время с солнечными шестернями, такие элементы производятся из мягкого
- материала, например, на основе прессованного картона, для защиты структуры элемента используются упрочняющие напыления (графитовое).
Разные модели АКПП имеют свои типы фрикционов. Так, в автоматизированных коробках, которые представлены в старых моделях, установлены фрикционные односторонние диски, без внешних накладок. Такая конструкция подразумевает наличие сразу двух дисков, один из которых выполнен из стали, а второй - из картона.
Более современные вариации АКПП получили доработанные диски с накладками, которые помогают заметно увеличить ресурс фрикционов. Производителем было заметно улучшено тепло отведение. Производители используют пары фрикционов (один на основе металла и один из мягкого материала) для придания уникальных технических свойств. Указанные пары дублируются дважды для формирования готового пакета.
Принцип работы фрикционного диска основан на планетарной передаче. Таким образом, при отключении передачи, сами элементы вращаются без ограничений, они не зажаты внутри механизма за счет отсутствия давления масла.