В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

«Уралвагонзавод»: угроза «путинской стабильности»? Мнение

Политические проекты российской власти рождаются громко, а умирают тихо. Прямо сейчас мы можем наблюдать за этим: на наших глазах закатывается имиджево-политический проект «Уралвагонзавода», сыгравший важную роль в политике России последних лет. Завод, который был синонимом «путинской стабильности», сворачивает публичную активность, отказываясь от прежних амбиций и обязательств. Кто-то наверняка увидит в этом признаки скорого заката всей путинской эпохи, пишет politsovet.ru.

Как всё начиналось

Мы хорошо помним, как это было. В 2011 году премьер Владимир Путин собрался баллотироваться в президенты на третий срок. Ему была нужна новая парадигма для своей предвыборной кампании — новая мифология и новая социальная опора. Так получилось, что эту парадигму Путину предоставил «Уралвагонзавод».

Почему выбор пал именно на УВЗ, мы доподлинно не знаем. Но зато можем зафиксировать основные пункты политической концепции, связанной с заводом. Поскольку УВЗ — оборонное предприятие, то это была ставка на военную мощь, сильное государство, армию и флот как единственного союзника. Но, кроме того, УВЗ — это еще и тысячи рабочих из глубинки, которых объявили политической базой Путина. Рабочие хотели «стабильности», и Путин им ее обещал. Оборонный завод в такой конструкции выступал проводником этой стабильности: от Путина — народу.

С избранием президента в марте 2012 года политическая и медийная активность «Уралвагонзавода» не закончилась. Начальник цеха УВЗ Игорь Холманских стал полпредом Путина на Урале, пенсионер завода Валерий Якушев — депутатом Госдумы и сопредседателем регионального штаба ОНФ.

Параллельно УВЗ делал всё возможное, чтобы остаться в информационном поле. Ставка была сделана на танки и на трамваи. Танк «Армата», проект «Танкопедия», фирменные магазины «УВЗ-Шоп», революционный трамвай R1 — всё это широко освещалось в прессе, не давая публике забыть про завод из Нижнего Тагила.

Помимо рекламных целей, у всех этих проектов был и важный политический смысл. Пиар-активность УВЗ должна была показать, что с путинской стабильностью все в порядке, что наши танки по-прежнему быстрее и сильнее всех, что работяги с Урала, как бы тяжело им ни было, по-прежнему за Путина и несмотря ни на что готовы трудиться на благо страны.

Эта связка УВЗ и Путина явно была хорошо продуманной стратегией. Неслучайно главным пиарщиком «Уралвагонзавода» в эти годы был Алексей Жарич, который еще в 2005 году создал сайт «За Путина». А затем издавал журнал «ВВП». Завод давал Путину социальную опору, но одновременно получил имидж «любимого предприятия президента», что, конечно, было крайне выгодно со многих точек зрения.

Как всё кончилось

В 2017 году всё закончилось. Опять же, не будем гадать о причинах, но констатируем факты. В самом конце 2016 года Путин передал «Уралвагонзавод» в собственность «Ростеха», а в марте гендиректором предприятия вместо Олега Сиенко был назначен Александр Потапов. Вслед за Сиенко с завода ушел и Жарич.

Буквально за несколько месяцев от медийного блеска, который поддерживало предыдущее руководство, не осталось и следа. Закрылся проект «Танкопедия», закрываются «УВЗ-Шопы», перспективы танка «Армата» крайне туманны, а трамвая R1 — еще туманнее, хокейная команда «Спутник» под вопросом.

Без этого блеска реальные проблемы предприятия стали заметны невооруженным глазом: судя по всему, заводу просто не хватает денег. Каждый день в арбитражные суды поступают иски от контрагентов «Уралвагонзавода» с требованием выплаты задолженности по контрактам. С марта 2017 года, то есть с момента смены руководства, в арбитражах зарегистрировано более сотни таких исков. У подрядчиков, оставшихся без денег, доверие к УВЗ явно подорвано.

Рабочие предприятия, которых в 2011-12 годах представляли как опору и надежду Путина, давно уже не чувствуют себя таковыми. На задержки зарплаты, сокращения и перевод на сокращенную неделю работники завода жаловались и при прежнем руководстве, теперь ставка на экономию может ударить по ним еще больнее. Так, в апреле 2017 года появились новости о массовом сокращении на одном из главных социальных активов УВЗ — дворце культуры имени Окунева.

И вот здесь прежняя связка УВЗ-Путин может сыграть со всеми злую шутку. Многим предприятиям живется не просто, но только одно из них ассоциировалось с «путинской стабильностью». Простые люди вряд ли в курсе сложных взаимоотношений внутри элиты. Для них УВЗ — это по-прежнему «любимое предприятие Путина», смена руководства пока не повлияла на эту мифологию.

И люди видят, как «путинский завод» если не идет ко дну, то как минимум переживает очень непростые времена. Проблемы с зарплатами, долги, отказ от громких проектов, потеря имиджа — какую мысль, какое настроение это породит у широкой публики? Не станет ли в их глазах кризис УВЗ кризисом путинской власти?

Усугубляет ситуацию приближение президентских выборов. Чем ближе день голосования, тем чаще будут вспоминать события шестилетней давности: мужиков, обещавших на танках защищать стабильность, массовые митинги за Путина, начальника цеха, ставшего полпредом. И подводя итоги третьего путинского срока, многие посмотрят в сторону УВЗ — и что они там увидят? Судьба тагильского предприятия для кого-то станет символом и итогом шести последних лет. Не лучший фон для новой предвыборной кампании.

По материалам: politsovet.ru

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Теги
Наверх