На дорогах начали массово устанавливать камеры, которые фиксируют выезд автомобилей на обочину и выписывают штрафы.
В российских регионах на дорогах начали массово устанавливать камеры, которые фиксируют выезд автомобилей на обочину и выписывают штрафы. Ожидается, что тотальный контроль отобьет желание у «обочечников» объезжать заторы, мешая тем самым всем остальным участникам движения. В Госдуме возлагают на эту инициативу особые надежды. Однако защитники прав автомобилистов уже опасаются, что инициатива ударит и по законопослушным водителям, пишет «URA.RU».
Как рассказал изданию первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, лидер «Автомобильной России» Вячеслав Лысаков, установка камер, которые ориентированы на борьбу с таким видом нарушений ПДД, уже началась в некоторых регионах.
«Несколько лет назад я подготовил поправки, согласно которым штраф за езду по обочине вырос до 1500 рублей. Теперь важно добиться того, чтобы наказание работало. Проблема актуальна для многих регионов, например, для Московской области. Там начальник ГИБДД жаловался, что это буквально стало бедствием», — пояснил Лысаков.
По его словам, инспекторов для фиксации таких нарушений не хватает, поэтому «вся надежда на камеры».
Накануне, как сообщили очевидцы, на трассе Р352 Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов из-за дорожных работ образовалась многокилометровая пробка. Под Невьянском раздраженные автолюбители едва не устроили драку прямо на дороге — они хотели избить мужчину, который на своей машине не давал проехать «обочечникам».
Источник «URA.RU» в ГИБДД России пояснил, что данный вид нарушения формально не является массовым:
«Это объясняется отсутствием фиксации. Инспектора на каждую обочину не поставишь. Распространение комплексов фото- и видеофиксации позволит во многом решить проблему — мало кому захочется нарываться на штраф».
Собеседник агентства подтвердил, что подобные камеры уже активно работают в Подмосковье. Новые комплексы расположены на трассах: М1 «Беларусь», М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М10 «Россия», А103 Москва — Щелково, А104 Москва — Дубна, А107 «Малое московское кольцо» (ММК), А108 «Большое московское кольцо», «Старосимферопольское шоссе», «Носовихинское шоссе».
Юрист Сергей Ефимов указал на «побочные эффекты» новой инициативы:
«Бывает, что обочина — это единственная возможность объехать препятствие, например, если произошла авария. Если в этом месте установлена камера, то она посчитает нарушителями всех подряд. Обжаловать выписанный штраф будет непросто».
Он не исключил, что частники, которым передано обслуживание комплексов видеофиксации, могут начать зарабатывать на таких ситуациях.
Конфликты и ДТП из-за желания некоторых автомобилистов объехать образовавшуюся пробку происходят регулярно. Так, на трассе «Дон» пикап отчаянно не пропускал желающих объехать пробку по песчаной обочине. В итоге автомобилисты, которым мешал принципиальный водитель, избили его. Видео инцидента попало в Сеть. Во Владимирской области девушка-водитель, которая снимала на видео тех, кто в нарушение ПДД объезжает пробку по обочине, также подверглась нападению. Ей пришлось обращаться к врачам и в полицию. Иногда дело доходит до стрельбы. Так, несколько лет назад в Рязанской области водитель большегруза, который попытался не пропустить торопыгу по обочине, был ранен из травматического пистолета.
Еще один случай из Калининграда. BMW X5 выехал на техполосу, чтобы не пускать нарушителей, которые пытались объехать пробку. Его поступок оценили не все. Началась драка с едущими сзади «обочинщиками».
В Сети даже формируются движения «антиобочечников», которые на форумах делятся друг с другом советами и рекомендациями, как не пропускать тех, кто пытается побыстрее объехать заторы, допуская при этом нарушения ПДД. Можно найти немало расчетов, согласно которым из-за «обочечников» законопослушные водители стоят в пробках больше — причем эта прибавка может составлять как 10 минут, так и час.
По данным аналитического агентства «Автостат», лишь около 1% автомобилистов в ходе опросов признаются в том, что грешат объездом пробок по обочинам. Только каждый четвертый водитель признался, что «всегда соблюдает ПДД».
Согласно Правилам дорожного движения, автомобиль может въезжать на обочину лишь для остановки или стоянки в случае, когда для этого нет более подходящего места. Ездить по обочине машинам запрещено. Исключение делается только для движения машин коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб, подвозящих грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов. Проезд и обгон по правой обочине трактуются как нарушения маневрирования и правил обгона и наказываются штрафом 1500 рублей. Объезд автомобильных заторов по левой обочине (обочине встречной полосы) наказывается куда более серьезно. Это связано с тем, что к нарушениям правил маневрирования и обгона добавляется движение по встречной полосе. Здесь действуют все запреты ПДД РФ, связанные с обгоном и выездом на встречку. За это автомобилистам светит штраф в размере пяти тысяч рублей или даже лишение водительского удостоверения сроком на 4-6 месяцев.