В Свердловской области почти 80% выпускников 11-х классов, сдававших в этом году ЕГЭ по английскому языку, получили 0 баллов за эссе. Среди них и учащиеся профильных классов, и дети с сертификатами Кембриджа, и даже те, кто параллельно учится за рубежом. Никому из них оспорить результаты экзаменов не удалось. Как рассказали Znak.com родители школьников, проблема в том, что при теме «Ранний выбор карьеры — это залог успеха» дети не использовали в каждом абзаце слово «успех», как того требовала комиссия. Родители готовят жалобу по этому поводу в прокуратуру Свердловской области, пока эксперты объясняют: школьники виноваты сами.
Родители выпускников 11-х классов, сдавших в июне ЕГЭ по английскому языку и получивших 0 баллов за эссе, готовят жалобу в прокуратуру Свердловской области. Об этом Znak.com рассказали активные родители, по их словам, в такой ситуации оказалось почти 80% от числа школьников, выбравших этот предмет для экзамена. 10 июля дети и их родители штурмовали конфликтную комиссию Свердловской области, но оспорить результаты никому не удалось.
Как рассказала учитель английского языка МАОУ «Политехническая гимназия» Нижнего Тагила Светлана Бадьина, вчера в здание «Института развития образования» в Екатеринбурге приехали порядка 240 выпускников (лично или их родители).
«Это очень много, такого никогда не было — обычно апелляции на результаты ЕГЭ подают в единичных случаях. При этом наверняка многие просто не поехали спорить», — отметила Бадьина.
Школьники получили 0 баллов за эссе, тема которого в переводе на русский язык звучит так: «Ранний выбор карьеры — это залог успеха». В число аутсайдеров попали даже выпускники из профильных классов, изучающих английский язык на углубленном уровне.
«Почти все они сдавали международный Кембриджский экзамен по английскому языку и получили сертификат. Есть дети, которые сдали этот экзамен на уровень С1 — фактически как носители языка», — уточнила Бадьина.
По ее словам, эксперты заявили, что учащиеся получили 0 баллов из-за того, что не употребили в каждом из абзацев эссе слово «успех».
«Они говорили о выборе профессии и о том, когда ее лучше выбирать — еще в школе или позднее. А оказывается, должны были писать слово «успех» в каждом абзаце. Если они этого не сделали, а, допустим, использовали слово успех лишь 1–2 раза, им поставили 0, — пояснила учитель. — Мы готовили их к экзамену, но, конечно, не нацеливали их, как попугаев, повторять одно и то же слово в каждом абзаце».
Мама одной из выпускниц тагильской гимназии Алена Карелина (персональные данные изменены по просьбе женщины) сама приехала поспорить за ее результаты, поскольку девочке еще не исполнилось 18 лет. По словам Карелиной, в конфликтной комиссии ко всем приехавшим отнеслись по-хамски, и она рада, что ее дочь при этом не присутствовала.
«У меня был настоящий шок. Видимо, им не понравилось, что я начала задавать неудобные вопросы, и они просто не давали мне говорить. Я готовилась к поездке, изучала методические рекомендации на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений. — Znak.com). Там указано, что важно убедительно изложить собственное мнение, следуя предложенному плану, показать две точки зрения. У нее все это есть, сделан вывод. Я спросила, в чем ошибка. Они заявили, что «не решена коммуникативная задача»: что во вступлении она не употребила слово «успех», — поделилась Алена.
Всего за эссе можно было получить 14 баллов. Если за коммуникативную задачу ставили 0, то дальше работу уже не проверяли, выставляя в целом 0 баллов за задание. Дочь Карелиной в итоге получила 75 из 100 баллов. При этом она, как и многие другие школьники, выбравшие ЕГЭ по английскому языку, собирается поступать на специальность «переводоведение».
«Я боюсь, как бы все это ей не помешало. Получается, международные организации выдают сертификаты просто так?» — недоумевает женщина.
Алена Карелина уже отправила в общественную палату РФ письмо с просьбой рассмотреть законность экспертной оценки работ. Другие родители, по ее словам, объединились и сейчас советуются с юристами.
Ноль баллов за эссе получила и дочь экс-депутата Заксобрания Свердловской области, юриста Евгения Артюха — Варвара. Сам Артюх находится в командировке, и спорить в комиссию ходила его жена Ксения. По ее словам, проверяющие знают английский «хуже учеников». Ксения довольно резко высказалась по этому поводу в Facebook.
«На апелляции вообще беспредел, творят что хотят и мягко намекают, что все вокруг дебилы! С одной стороны, ожидаемо, с другой — очень грустно и обидно за детей, которым действительно важны баллы для поступления. А таких было минимум 250 человек. И ни одна апелляция не была удовлетворена, типа, указание сверху. "Эффективная" борьба с коррупцией, только нефиг в Москву и Питер лезть», — написала она.
Дочь Евгения Артюха Варвара хорошо учится в школе в Ирландии, но на ЕГЭ за эссе по английскому тоже получила 0 баллов
Евгений Артюх отметил, что члены комиссии сослались на недостаточную аргументацию в тексте эссе. «Мы спросили почему — вот же аргументы. На что председатель комиссии сказал: нужно было бы, чтобы слова, которые употребляются как аргументы, упоминались в каждом абзаце. На вопрос, где изложены такие требования, ответа не было», — рассказал отец. По его убеждению, каждый школьник может использовать те аргументы, которые считает нужным, тем более что речь идет об экзамене по английскому языку, а не по формальной логике.
Семья особенно поражена результатом ЕГЭ еще и потому, что Варвара до прошлого года училась в гимназии № 2 с углубленным изучением английского языка, с четырех лет несколько раз в неделю занималась с репетитором.
А последний год посещала гимназию «Ор Авнер», совмещая это с обучением в школе в Ирландии. «Там все предметы преподают на английском языке. И там наш ребенок на экзаменах получает 96 из 100 баллов», — удивлен Евгений Артюх.
Для самой Варвары результат по ЕГЭ вряд ли сильно повлияет на выбор профессии, тем более что в Ирландии ей предстоит отучиться еще один год. Но ее отец все-таки планирует еще раз изучить положение об апелляции и оспорить решение, подав жалобу в министерство образования или даже в суд.
«Речь идет не об оценках даже, а о принципе. Более 200 детей пришли на апелляцию, и наша система показала им, как она работает: что они — никто, и какое прекрасное будущее в плане построения карьеры их ждет в этой стране», — говорит Евгений Артюх.
Он смеется, что сам, изучая английский язык в обычной школе и не владея им свободно, всегда получал за экзамены 5 баллов.
Артюх добавил, что уже слышал разговоры о намеренном занижении баллов по ЕГЭ в регионах страны. «Якобы в отличие от Москвы в регионы посылают другие задания, и они оцениваются как-то иначе. Возможно, это домыслы», — уточнил он. Похожие опасения высказала и учитель английского языка Светлана Бадьина. По ее словам, несогласным с результатами начинали на рассмотрении апелляции снижать баллы и за другие задания. «Нам сказали знакомые, которые были в комиссии, что им поступило свыше распоряжение: слишком много было высокобалльников в прошлые годы, давайте поменьше. И якобы их научили, каким образом можно занижать баллы», — уточнила Бадьина.
В то же время член экспертной комиссии по проверке ЕГЭ из Екатеринбурга, которая попросила не называть ее имени, считает, что в низких баллах виноваты сами выпускники.
«Я проверяла ЕГЭ и была на апелляции, в том числе и вчера. Проблема заключается в том, что сдающие ЕГЭ просто очень невнимательны при подготовке и во время проведения экзамена. Накосячили они сами», — считает собеседница.
По ее словам, критерии оценки работ были опубликованы заранее, типы заданий не менялись. Есть дети, набравшие за ЕГЭ более 90 баллов, а есть те, кто очень легко подменяет одну тему другой.
На что именно собираются жаловаться в прокуратуру родители, эксперт не понимает. По ее словам, одну работу проверяли от 4 до 6 человек.
«Большинство детей на апелляции, посмотрев свои работы и обсудив ошибки, поняли их. Любой преподаватель и эксперт ЕГЭ скажет, что 75 баллов — это высокий результат. Ребенок ведь не завалил экзамен. Я считаю, что это экзамен, проверяющий навыки, а не уровень знания языка. Если вы с ним не справились, то вы просто не владеете этими навыками. У нас в комиссии мнение однозначное. Комиссия работала очень хорошо и очень тщательно», — подчеркнула она.
В министерство общего и профессионального образования Свердловской области жалоб на необъективную или некорректную оценку работ ЕГЭ по английскому языку не поступало, уточнили Znak.com в пресс-службе ведомства. Назвать точное количество не справившихся с эссе выпускников здесь не смогли, поскольку анализ результата экзаменов продолжается. Полная картина будет сформирована в августе.
В то же время в министерстве отметили, что оценка работ выполнялась на основе критериев, разработанных ФИПИ.
«Возможность обжалования решений, вынесенных по итогам ЕГЭ по английскому языку, существует, и выпускники ею воспользовались, подав апелляции в конфликтную комиссию, в полномочия которой входит принятие решений по данному вопросу», — добавили здесь.