Экспедиция поисковиков, исследовавшая место крушения в районе горы Старик-Камень военно-транспортного самолета в 1943 году, обнаружила три фрагмента черепа. Предположительно, найдены останки двух человек.
В минувшие выходные состоялась экспедиция свердловских отделений ДОСААФ и Российского географического общества под руководством путешественника Владимира Рыкшина на место падения в 1943 году, предположительно, военно-транспортного Ли-2 либо «Дуглас». Официально останки самолета были обнаружены в августе прошлого года жителем Нижнего Тагила Александром Потеевым.
Александр Потеев, житель Нижнего Тагила:
— Мы с семьей поехали погулять в лес, в район горы Старик-Камень. В 70-е меня возил сюда отец, показывал, что во время войны здесь разбился самолет. Я и решил вернуться на это место, детям показать. Если бы мы метров 50 мимо прошли, то ничего не нашли бы. А так, получается, чисто случайно вышли на это место. Человек от природы любопытен. Мне стало интересно, что это за самолет. Стал искать тех, кто может что-то знать, и познакомился с путешественником Владимиром Рыкшиным.
Так получилось, что Владимир Рыкшин занимается поисками упавших на территории Свердловской области во время Великой Отечественной войны самолетов. По его данным, на Среднем Урале в тот период произошло пять авиакатастроф. Дело в том, что через наш регион проходила трасса перегона самолетов, получаемых СССР от США по ленд-лизу. С Аляски самолеты гнали к линии фронта через всю страну. Порой пилоты совершали ошибки или техника отказывала, тогда случались крушения.
Вершина Старик-Камня
Старожилы окрестных поселков вспоминают, что в 1943 году на горе был большой пожар. В то же время окрестности оцепили войска НКВД. Но народная молва прознала: упал самолет.
Владимир Рыкшин, путешественник:
— Когда Саша Потеев привез меня на это место, я просто ахнул. На большой территории разбросан весь самолет, в разобранном виде. Он просто врезался в скалу и в таком виде остался. Не было мародеров, которые бы растащили что-то. В прошлом году мы не проводили как таковых поисков на месте. Мы нашли только 15 копеек 1937 года, обрывок кожаной куртки летчика и обломки штурвала. На этом все тогда закончилось.
Нынешним летом Рыкшин планирует провести широкомасштабные поиски на месте падения. Экспедиция, прошедшая в эти выходные, — первая в череде запланированных мероприятий.
Добраться до места крушения непросто
К горе можно подъехать на внедорожнике. Но к месту падения (почти на вершине) нужно идти пешком.
В поисках приняли участие поисковики, занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной войны.
Обломки самолета разбросаны на территории около 500 кв. метров. На каменной морене покоятся два двигателя, редуктор, обломки шасси и многочисленные алюминиевые куски обшивки фюзеляжа.
Владимир Рыкшин:
— Я думаю, что это либо Ли-2, либо «Дуглас». На разведку сюда с нами ездил Андрей Мошенский — капитан космических сил, начальник службы техподдержки. Он и выдвинул версию, что это может быть «Дуглас». Я думаю, что мы это уточним, когда найдем детали.
Военно-транспортный Ли-2 начали производить в Советском Союзе в 1942 году в Ташкенте. Транспортник был создан по лицензии, на базе американского Douglas.
Поисковики переписали номера двигателей
Удалось найти многочисленные детали с номерной маркировкой.
Пряжка от ремня с вплавленным в нее алюминием
Под небольшим слоем земли поисковики обнаружили два фрагмента человеческого черепа.
Рядом найдены детали, предположительно, от радиостанции.
В десяти метрах от этой находки, в районе обнаружения 15-копеечной монеты, искатели нашли еще один фрагмент черепа. Судя по всему, это останки двух разных людей. По всей видимости — летчиков.
Найдена подошва. К обуви она крепилась, что характерно для той поры, небольшими гвоздями.
Пока до сих пор непонятны причины падения самолета и миссия, с которой он летел.
Станислав Соколов, поисковик:
— Самолет упал прямо на морену. Он заходил в сторону горы со стороны юга. Скорее всего, камни блестели на солнце, летчики приняли это свечение за что-то другое и решили, что здесь можно пролететь между горами. А когда сообразили, стали забирать вверх, но было уже поздно…
В завершение раскопок члены экспедиции установили на месте находок православный крест со стилизованным пропеллером.
Владимир Рыкшин:
— Впереди много работы. Необходимо тщательно исследовать это место. Раз удалось найти человеческие останки, то возможно, нам удастся найти и награды или знаки отличия, по которым можно будет установить личности погибших. Также можно начинать работу с архивами: искать самолет по номерам двигателя и бензобаков.
В будущем поисковики планируют вывезти с места крушения два двигателя, чтобы передать их в музей.
По материалам 66.ru