Насыщение рынка импортными куриными яйцами вряд ли приведёт к значительному снижению цен, так как они никогда не стоили дешевле российских, рассказала директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга, почетный профессор Уральского государственного экономического университета Вера Соловьева. По её словам, в Иране и Турции, откуда планируют основной импорт, их цена составляет около 82 рублей, тогда как продукция отечественных птицефабрик до скачка цен была дешевле на 15-20 рублей.
«Вернется ли на прежний уровень цена – вопрос. В Иране и Турции куриные яйца никогда не стоили меньше 82 рублей, если перевести в российскую валюту. А на российских прилавках до возникновения дефицита средний чек был 60-65 рублей. Так что, за сколько будут продавать импортные яйца в России, зависит от договоренностей между странами. И скорее всего, нам придется привыкать к новой стоимости куриного яйца. Предприниматели крайне неохотно понижают цены в рознице - таковы механизмы рынка. В экономике это называется «эффектом храповика», смысл которого в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону уменьшения», — рассказала экономист.
Она считает, что импортные яйца вряд ли попадут на полки свердловских магазинов, так как регион, без учёта ажиотажного спроса, который возник по всей стране, может обеспечить себя продукцией с избытком. Вера Соловьева говорит, что не стоит винить в высоких ценах торговые сети: их наценка редко превышает 10%, тогда как остальное — расходы птицефабрики на содержание цыплят и доставку.
Экономист предположила, что где-то в центральной России произошел серьезный сбой на одной из ключевых птицефабрик, что привело к перераспределению продукции по территориям и сокращению предложения на родных рынках. После публикаций в СМИ возник ажиотажный спрос, в результате сработал простой экономический закон: когда спрос превышает предложение, цена растет, добавила Соловьева.
Ранее депутат назвал выросшее благосостояние населения в числе причин подорожания яиц и спрогнозировал снижение цен.