«Это была настоящая мясорубка. Ни один фильм ужасов не сможет передать тот ад, который мы испытали». Даже спустя 25 лет жители Нижнего Тагила зовут 9 мая «кровавым воскресеньем». В День Победы в 1993 году на Театральной площади собрался почти весь город. Мамочки с детьми, семьи, ветераны - все пришли посмотреть на воздушное шоу пилотов. Тысячи людей восхищенно смотрели в небо, когда мимо них проносился очередной самолет. Летчиков встречали аплодисментами. Но праздник и веселье в один миг обернулись общенациональной трагедией. Во время последнего захода над площадью один из самолетов, выполняя фигуру высшего пилотажа, стал неуправляемым и устремился прямо в толпу людей. Подробнее в материале kp.ru.
Самолет упал прямо на толпу людей Фото: Аркадий Чернышев
«Людей винтом разрубало на куски»
- Представьте, стоит толпа людей, а по ним едет самолет, - вспоминает парашютист Нина Безрукова. - Я раньше не понимала выражения «мертвая тишина». Так вот здесь я поняла, что это такое. Он ехал на крыле по асфальту, а куски от него разлетались в разные стороны. Люди лежали веером: мертвые, раненные, везде кровь. Огромное количество людей. И все молчат. Народ оцепенел от ужаса. Ни вздоха, ни крика, ни писка. Только мертвая тишина и звук загорающегося самолета.
Самолет убил 19 человек Фото: Аркадий Чернышев
От удара об асфальт самолет почти развалился. Его части с бешеной скоростью полетели в разные стороны. Люди не успевали даже отскочить от огромной махины.
- Вентиль буквально разрубал людей, - закрывает глаза Андрей Затонский. - Руки и ноги валялись на асфальте. Сам лично видел, как человек лежал разделенный на две половинки. Вся площадь была в крови. Просто кошмар как страшно было. Примчались машины "скорой", полиция. Люди кричали, плакали. Кого-то несли на руках с открытыми переломами, без ноги или руки.
«Я пытался привести брата в чувства, а он был мертв»
В авиакатастрофе погибли 19 человек, 8 из которых – дети. Еще 16 получили тяжелые ранения, многие остались инвалидами. Больше всех в этой трагедии потеряла семья Затонских. На праздник они пришли впятером, а вернулись домой только вдвоем. Андрею тогда было 12 лет. На парад он пришел вместе с мамой, папой, 8-летним братом и 13-летней сестренкой.
- Мы стояли возле администрации города все в одну шеренгу, - вспоминает Андрей. - . Смотрели как раз на самолеты. Первые два самолета прошли высоко - на уровне администрации. А последний начал заходить очень низко - на половину высоты осветительного столба. Он зацепился крылом. Его хлопнуло на землю. Я увидел лишь, как он без крыльев выпрыгивает на людей. Я развернулся и побежал. Почувствовал удар в затылок и под лопатки. Очнулся, когда самолет горел на площади. Я повернул голову и увидел лежащего младшего брата. Я пытался привести его в чувство. Не понимал, что он уже мертв.
Семья Затонских пришла на парад впятером. А вернулись вдвоем Фото: Андрей Затонский
Рядом лежала старшая сестра Андрея. Девочка попыталась встать, но тут же рухнула на землю. Отца на горизонте видно не было.
- Мы с мамой схватили сестру с братом на руки и побежали с ними в больницу, - Андрей делает паузу и продолжает, – прибежали первые. Нас потом выгнали из приемного покоя. Потому что стали поступать другие – десятками. Их было очень много. Мы ждали на улице. Время казалось вечностью. Не помню, сколько часов прошло, вышел доктор и сообщил, что брат и сестра мертвы. Отца мы нашли спустя два дня. В морге. Его самолетом зацепило и утащило на площадь, где корпус горел. У него была обгоревшая голова и руки. Я плакал, а потом меня просто колотило всего.
«К крушению привела другая катастрофа с ЯК-52»
За каждого погибшего в то время администрация города выплатила родственникам жертв компенсацию в 100 тысяч рублей. Затонские жили бедно. На эти деньги они купили мебель в дом. Но такое вряд ли можно назвать утешением. Сейчас Андрей уже вырос. Его мама умерла три года назад. Она так и не нашла себе нового мужа.
У Андрея Затонского своя семья: жена и двое детей. Но он возвращается к трагедии снова и снова. Этот ужас, по его словам, он не забудет никогда. Именно поэтому Андрей провел собственное расследование и уверен - виновные в этой жуткой катастрофе до сих пор не наказаны.
И Андрей такой не один. Родственники жертв и работники авиаклуба до сих пор собирают детали той аварии по крупицам. Близкие погибших уверены, что трагедии можно было бы избежать. Ведь за четыре года до крушения самолета в этом авиаклубе уже была катастрофа с ЯК-52. Но ее попросту скрыли. О той аварии стало известно только сейчас.
- Все началось задолго до этого, - делится заместитель начальника полетов в аэроклубе Владимир Корвушин. - В 1989 году у нас уже было крушение ЯК-52. В катастрофе тогда погибли два человека – 16-летний курсант и летчик-инструктор. Они хотели сделать пикирующий штопор. Но так и не вышли из него и рухнули на землю. Трагедию тогда замолчали, поэтому никто о ней не знает до сих пор.
Сергей Подксенов привел в аэроклуб Александра Данилова Фото: аэродром Быньги
Хотя катастрофа с Як и не стала достоянием СМИ, начальника полетов из-за трагедии сняли. А на его место пришел пилот Сергей Подоксенов. Именно он привел в клуб летчика из Белоруссии Александра Данилова, который в 93 году рухнул на тагильской площади.
- Саша родился в Гомельской области, - вздыхает вдова летчика Татьяна Данилова. – Со Свердловском его ничего не связывало. Он служил в летных войсках. Там он и влюбился в самолеты. В армии у него был друг Сережа Подоксенов. После службы он переманил его на Урал. Они хотели поступать в летное училище вместе. Но их не взяли. Тогда Сережа выучился в ДОСААФ. А Саша прошел летные курсы. Когда Подоксенов стал главой авиаклуба, он позвал Сашку к себе в Тагил. И муж сразу же согласился. Ведь полеты были целью его жизни. Я с двумя нашими детьми жила в Екатеринбурге. А он всю неделю там. Приезжал только на выходные.
«Полетами руководил парашютист»
В 1992 году в тагильском авиаклубе началась разруха. Денег катастрофически не хватало. У летчиков порой даже не было горючего. Зарплаты были маленькие. А помещения были в плохом состоянии. Из-за бедственного положения организации Сергей Подоксенов решил перейти в другой авиаклуб. А на его месте пришел парашютист Федор Бушма, который и стал руководить полетами.
- Я не понимаю, почему руководил полетами на том параде начальник клуба, который заступил на эту должность за месяц до крушения, - негодует Владимир Корвушин. - Тем более парашютист, недопущенный до руководства полетами. Он никогда не руководил самолетным звеном. А меня - замначальника полетами - отправили готовить аэродром к встрече самолетов.
Александр Данилов потерпел крушение на самолете во время выступления Фото: Татьяна Данилова
Федор Бушма действительно был профессиональным парашютистом. В Свердловск он, как и летчик Александр Данилов, приехал из Белоруссии.
- Федор Федорович приехал из Минска, где он работал на заводе, - делится начальник парашютно-десантной службы тагильского авиаклуба Нина Безрукова. – Бушма закончил училище на парашютиста и по распределению попал к нам в 84-85 годах. В Екатеринбург он привез из Белоруссии и свою жену. У них было двое детей. Но эта трагедия разбила его семью.
«Самолеты не должны были летать над людьми»
Удивительно, но по плану самолеты в тот день вообще не должны были летать над людьми. Областной ДОСААФ согласовал программу выступлений только над прудом. Да и никаких фигур высшего пилотажа, а тем более на низкой высоте, в той программе не было.
- Полет был согласован только над территорией пруда, над площадью летать было нельзя, запрещено, - поясняет занимавшийся расследование катастрофы прокурор Василий Калинин. - А Бушма по своей инициативе перенес полет над территорией площади. Понимаете, даже если бы произошла трагедия над прудом, погиб бы только один человек. А на площади было несколько тысяч человек. Федор Бушма объяснил это тем, что хотел привлечь внимание молодежи. Чтобы молодежь шла в авиацию, а не занималась плохими делами. Такая пропаганда здорового образа жизни, спорта. Хотел еще привлечь спонсорские деньги. Клуб ведь очень бедный был.
Федор Бушма руководил полетами в роковой день Фото: аэродром Быньги
После переноса места полетов и началась точка отсчета. А вот что случилось в воздухе с летчиком Александром Даниловым, неизвестно до сих пор. У каждого на этот счет своя версия случившегося.
- В этой программе проходы были, но не было выполнения фигур высшего пилотажа, - поясняет замначальника полетами клуба Владимир Корвушин. – На последнем круге первый пилот сделал двойную бочку (самолет перевернулся вдоль оси на 360 градусов – прим.ред.) на горке, а затем второй пилот сделал одинарную бочку. Данилову ничего не оставалось, как сделать бочку или пройти кверху ногами. Я входил в комиссию расследования катастрофы. Ее заключение - произошел сдвиг ветра, когда Данилов попытался сделать фигуру высшего пилотажа.
Василий Калинин занимался расследованием катастрофы
Сдвиг ветра был вызван разницей температуры воды и береговой линии. В тот день было жарко, поэтому берег сильно нагрелся. А вода была холодной – только сошел лед.
- Были разные потоки воздуха, - добавляет Корвушин. - А высота была достаточно низкая, это могло повлиять. Когда Данилов перевернулся в середине водоема, ему показалось, что низенько. Он испугался и начал переворачиваться, чтобы уйти вверх. Хотя этого не надо было делать. Там ведь нагрузка большая на руле в перевернутом положении. А скорость была 300 километров во время пикирования. Это и сыграло злую шутку. Пилот потерял управление.
«К крушению самолета привел голубь»
Официальная причина трагедии – это перенос места проведения полетов и ошибка пилота при сдвиге ветра. Но это заключение ставит под сомнение даже сам эксперт, участвовавший в расследовании.
- Первая причина, которую мы рассматривали, но отмели – это пальба, - поясняет Корвушин. - Стреляли на берегу возле монастыря, где как раз проходили летчики. Люди отдыхали с оружием в руках. А вот вторая версия была в том, что на этом месте было очень много голубей. Птица могла попасть в фонарь самолета и разбить его. Мы думали, что Данилов чего-то испугался. И мое мнение, что это был именно голубь. Но ни тушку, ни перьев мы не нашли. Все, скорее всего, сгорело при крушении.
Самолет разлетелся на осколки при крушении Фото: Тимофей Дубинин
В ошибку пилота не верит и его коллега, стоявшая в тот день на параде вместе с Федором Бушмой.
- Говорить о хулиганстве пилотов неправильно, - негодует Нина Безрукова. - Была какая-то неисправность самолета. Они уже уходили домой. Саше надо было пролететь над площадью и уходить в аэродром. Ни о каких бочках речи быть не могло. Я была там и видела все. Когда он летел над водой, уже тогда качался с крыла на крыло. Когда первые два самолета пролетели, я повернулась к пруду и увидела, что Саша падает. Было впечатление, что воздух его не держит. Он терял скорость. Я даже крикнула: «Что это с ним?» Все повернулись в ту сторону. Я считаю, что это поломка самолета. Сломался руль.
Нина Безрукова чудом выжила в той катастрофе Фото: аэродром Быньги
Нина Безрукова чудом выжила в той катастрофе. Падение самолета до сих пор стоит у нее перед глазами.
- При заходе к берегу он полностью скрылся на уровне земли, - вздыхает Безрукова. - Я думала, что он врежется в будку туалета и произойдет взрыв. Он уже должен был взорваться, но Саша резко под 90 градусов взмыл вверх. Я до сих пор помню это красное пузо самолета. Если бы он прямо летел, было бы меньше жертв. Но он задел металлический заборчик одним крылом. Затем срезал три дерева другим крылом и упал на бок. На поляне он перепрыгнул через толпу людей. А потом встал на крыло. Вначале он падал на нас. Я поняла, что даже убежать не успею. Но от удара он отклонился влево и сменил курс. Я наклонилась и присела.
В это время в сторону Безруковой полетел осколок самолета, который попал в техника Олега Бухарова, стоявшего перед Ниной. От удара он впал в кому. А через 10 дней скончался.
«В катастрофе погибла жена пилота»
Крушение самолета привело в шок и двух других летчиков, развлекавших в тот день толпу. Пилот Виктор Шитов наблюдал падение своего коллеги прямо в воздухе.
- Самолет начал цеплять землю, - вспоминает Шитов. - Я видел его когда летел кверху колесами. Там было четыре касания: деревья, будка туалета, труба вентиляции и тротуар. Самолет упал и загорелся. В этой трагедии у меня погибла жена. Она была на площади вместе с моим 4-летним сыном. Ему стукнуло чем-то как плетью какой-то. Две полосы остались. Синяки долго не проходили. А жену я увидел только в гробу. У нее прямо в центре лба была дырка. Чем-то попало. Может, камнем или гайкой. Пробило череп.
Пилот Виктор Шитов в тот день управлял самолетом. В катастрофе у него погибла жена Фото: аэродром Быньги
О смерти своей супруги Виктор Шитов узнал только вечером, когда приехал с аэродрома. Жена летчика работала в милиции. Оттуда и сообщили о трагедии. Своего сына пилот нашел только глубокой ночью. С места трагедии ребенка увезла милиция. И 4-летний мальчик весь день гулял один возле дома. Ждал отца.
«Сын погибшего в катастрофе повторил судьбу отца»
В трагедии по роковой случайности погиб также один из работников авиаклуба. Парашютист Олег Бухаров приехал в тагильский клуб из из калужского авиационного училища по распределению. Здесь он познакомился со своей будущей женой. Ей тогда было 16 лет. Молодая красавица была спортсменкой и тоже занималась прыжками. Вскоре у супругов родилась дочь. А через четыре года Ольга Бухарова вновь забеременела. И семья решила переехать в Калугу к родственникам, которые могли бы помогать молодой семье.
- Я была на 7 месяце беременности тогда, - рассказывает Ольга. – В Тагиле я работала на заводе художником-оформителем. Первый декретный отпуск у меня заканчивался. Поэтому на праздники мы поехали из Калуги в Тагил, чтобы я уволилась. Заодно мы решили зайти в авиационный клуб, где были все наши друзья.
На месте крушения погибшим поставили памятник
Олег Бухаров во время представления хотел прыгнуть с парашюта. Но его не допустили.
- Олег Бухаров возил на самолете даже самого Олега Газманова, - делится Владимир Корвушин. - Он приехал и просился: «Анатолич, можно мне прыгнуть?». Я сказал: «Если врач допустит, то пожалуйста». Но у него даже медицинской книжки не было. Поэтому я ответил: «Извини, сходи на площадь с женой». Вот и сходил на площадь. Лучше бы тогда прыгнул.
На парад Олег с Ольгой пришли со своей трехлетней дочерью. Малышку от смерти спас ее маленький рост.
- Мы все вместе стояли, - вздыхает Ольга. - Олег позади нас был. Он был выше ростом. Самолет, когда выкатился, его крыло прошло надо мной с дочкой, а его сбило. Мы просто упали. А Олега отбросило. От удара он впал в кому, а через 10 дней умер. После этого администрация Нижнего Тагила настаивала, чтобы я сделала аборт! Говорили, что после такого стресса мальчик неполноценный родится. Что мне одной будет тяжело. Попросили хорошо подумать. Но я отказалась!
Самолет рухнул на площадь 9 мая 1993 года Фото: Тимофей Дубинин
Родившегося сына назвали в честь отца Олегом. Однако мальчика через 22 года постигла судьба отца. Вместе с семьей он попал в аварию на машине. Сестра с мамой выжили. А Олег, как и отец, умер через 10 дней в реанимации. Сына похоронили под одной плитой с отцом.
«Мы не получили компенсацию за смерть мужа»
О произошедшей трагедии семья самого летчика Александра Данилова узнала от друзей. В тот день жена Саши вместе с двумя сыновьями ждали главу семейства на дне рождения у общей подруги. Данилов после полета должен был присоединиться к торжеству. Но на праздник он так и не приехал…
- Мы работали с Сашей в одной сфере, я была зубным врачом в аэропорту «Кольцово», где первое время работал Саша, - поясняет Татьяна Данилова. – Там мы с ним и познакомились. Поэтому я привыкла к полетам Саши. В тот день все было обычно, спокойно. Но до мужа мы не могли дозвониться. А потом приехал его друг и рассказал о крушении. Мы сразу же поехали к месту гибели. Никаких мыслей о самоубийстве у моего супруга не было. Я думаю, была неисправна техника.
Семья Данилова - единственная не получила компенсацию Фото: Татьяна Данилова
Семья летчика – единственная, кто не получил компенсацию за потерю родственника. Данилова признали виновным в катастрофе, а потому в выплате отказали. Только через год Татьяна смогла через суд добиться пособие по потере кормильца. Больше помощи она так и не получила. После гибели супруга вдова больше не решилась на новые отношения. Поэтому все эти годы женщина воспитывала двоих детей одна.
- В момент смерти Саши младший сын был в первом классе, старший - в третьем, - продолжает женщина. – Они спрашивали, конечно, про отца. Я сказала – как есть. Сейчас старший сын уже закончил сельскохозяйственную академию. Он работает в ГИБДД. А младший трудится мебельщиком. На могилу к отцу мы ездим каждый год. Сегодня, например, ездили на кладбище прибираться. Новый начальник клуба Руслан Исмаилов тоже каждый год приезжает. Он дал клятву об этом и до сих пор ее держит.
«Самолет был неисправен»
Единственным, кто понес наказание за крушение самолета, стал начальник авиаклуба Федор Бушма. Суд признал его виновным и приговорил к 6 годам колонии. После этого жена летчика вернулась вместе с двумя детьми в Белоруссию, где подала на развод. Однако близкие и коллеги Бушмы считают, что начальник полетов понес наказание незаслуженно. Поэтому после колонии летчик вернулся в авиаклуб в качестве инструктора. После развода он женился второй раз. В браке с Татьяной у него родился третий сын.
- Федя не хотел обсуждать эту трагедию, - пожимает плечами Татьяна. – Когда это все случилось, Федя всю ночь сидел на площади. Там все в крови было. На его глазах гибли его товарищи, близкие. И когда утром он пришел домой, он весь поседел. Он ездил на кладбище каждый раз. Для него это был памятный день. Но оправдания были не в его характере. Был суд, он отбыл срок. Характер у него сильный. Он не жаловался. Из его уст я только раз слышала слова, что это был отказ техники. В те времена нужен был крайний. И им сделали Федю.
На этом аэродрома Бушма работал до последнего Фото: аэродром Быньги
На аэродроме Бушма работал до последнего. Но за три года до смерти у Федора Федоровича нашли тяжелое заболевание крови. В 2015 году он скончался. Младший сын Федора пошел по стопам отца.
- У нас династия, - поясняет Татьяна. - Папа был летчик-парашютист. Сын тоже хотел быть парашютистом. Но два года назад в нашей семье произошла очередная трагедия. Во время прыжков в авиаклубе сын упал и получил компрессионный перелом позвоночника. После этого наш ребенок больше не сможет вернуться в этот спорт.
«Виновных нельзя привлечь к ответственности»
В виновность Федора Бушмы не верят и родственники погибших. Андрей Затонский во время собственного расследования выяснил, что полеты над людьми согласовал не начальник авиаклуба, а администрация Нижнего Тагила.
- Считаю, что приговор несправедливый, - негодует Андрей. - Обвинили не того человека. Свалили все на руководителя полетов. Хотя даже на суде говорилось, что указание полетать над людьми дали из администрации города. Но в устной форме. Поэтому чиновник и не привлекли к ответственности. Именно их и должны были наказать. Но почему-то это так и не произошло.
Андрей Затонский уверен - виновных в аварии так и не наказали
К слову, в следствии версию Андрея подтверждают. Однако поясняют, что наказать чиновников было не за что.
- Да, был согласован общегородской план полетов с администрацией города, - подтверждает прокурор Василий Калинин. - Там входил эпизод полета летчиков над площадью. И это было согласовано с главой города. Мне задавали вопрос - почему глава города не сидел за это. Но он не сидел, потому что он не является специалистом с точки зрения полетов - где летать и на какой высоте. Нет причинной связи. Они согласовали, да. Но Федор Бушма был обязан выполнить тот план, который утвердил областной ДОСААФ. В городской администрации не знали, можно там летать или нет.
Роман Лялин/kp.ru