Как оценить компанию перед покупкой
Приобретение компании – серьезный шаг, делать который следует после тщательной проверки организации и оценки ее деятельности и ликвидности. В противном случае можно инвестировать средства в кота в мешке и получить вместо прибыльного бизнеса риски и потери.
В этой статье представим моменты, которые помогут вам оценить компанию перед приобретением.
Анализ финансовой деятельности
Текущее финансовое состояние организации отражено в ее бухгалтерских отчетах. В них представлены:
- баланс;
- сведения о прибыли и убытках;
- данные о движении денежных средств.
Если вы не владеете навыками финансовой аналитики, то лучше привлечь к этому этапу независимого специалиста.
Итогом изучения финансовых бумаг является выявление:
- имущественного положения;
- структуры капитала;
- эффективности его использования;
- платежеспособности и ликвидности;
- возможных рисков в деятельности.
Анализ рынка
Приобретаемая организации не находится в вакууме. Она работает в условиях конкурентного рынка. Поэтому оценка конкурентов крайне важна при выборе бизнеса для покупки.
В этом направлении необходимо осуществить:
- выявление и оценку ближайших конкурентов;
- долю компании на рынке;
- оценку потенциала роста в своей сфере;
- возможности выхода на смежные ниши для расширения деятельности.
Анализ управления
При покупке бизнеса происходит передача портфеля управления, в том числе и руководящих кадров. Мгновенная смена руководства в только приобретенной организации опасна. Это грозит утратой управления, длительным вхождением новых сотрудников в курс дела и другими рисками.
Оценивая организацию, изучите:
- особенности корпоративной культуры;
- цели компании;
- компетенции сотрудников;
- принятые в организации KPI и бонусы за успешную работу.
Анализ репутации
История организации – важнейшая часть ее ликвидности. Негативные отзывы потребителей, контрагентов и СМИ не исчезнут после смены руководства – это бэкграунд останется вместе с бизнесом.
Поэтому до заключения договора купли-продажи изучите:
- отзывы о компании в открытом доступе;
- публикации в СМИ;
- мнения партнеров и контрагентов.
Анализ бизнеса перед приобретением – сложная, но необходимая задача. Ее качественное выполнение позволяет до минимума снизить риски и эффективно вложить средства. Если времени и ресурсов на самостоятельные проверки нет, то можно воспользоваться сервисами, где представлены проверенные готовые фирмы под ключ.