За последние годы мир кардинально изменился. У современного человека куда больше рисков пострадать от интернет-мошенничества, чем от уличной или домашней кражи. Как отмечает член комитета по информационной политике Государственной думы Антон Немкин, население остро нуждается в юридической помощи по вопросам цифровой безопасности.
Решением проблемы занимается Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, созданный по инициативе Роскомнадзора. Юристы центра бесплатно помогают гражданам, попавшим в сети интернет-мошенников и других киберпреступников. В 2024 году число обращений выросло до 7 700 — вдвое больше, чем годом ранее.
В апреле этого года с Центром начал сотрудничать федеральный партийный проект «Цифровая Россия», который курирует Антон Игоревич Немкин. Cовместная работа поможет эффективнее помогать россиянам, чьи права, финансы, личные данные и даже психическое благополучие страдают от действий мошенников.
Факты и статистика: как растёт спрос на правовую помощь в цифровой среде
Актуальность проблемы подтверждает статистика. Так, если в 2022 году за бесплатной помощью в Центр обратилось около 1 700 человек, то в 2023-м – на 82% больше: 3 200 граждан. А в 2024-м – уже 7 700.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются посетители Центра:
- 60% обращений связаны с мошенничеством;
- 20% касаются неправомерной обработки персональных данных;
- 7% относятся к нежелательной рекламе;
- 5% связаны с защитой чести и достоинства.
Повысилась и результативность работы юристов. Так, из 146 исков суды удовлетворили более 90%: 132 исковых заявления. Возросла и средняя сумма компенсации морального вреда, которую с помощью Центра получили истцы, – с 50 тысяч до 802 тысяч рублей.
Значительная часть исков ещё находится на рассмотрении. А количество досудебных претензий, которые оформили юристы Центра, исчисляется сотнями.
Комплексная защита цифровых прав: обращайтесь, вам помогут. Бесплатно
Деятельность Центра охватывает все правовые этапы по восстановлению законных прав: консультации, анализ договоров, досудебное урегулирование споров, подготовку претензий и судебных исков, представительство в суде. И всё это – безвозмездно.
Такая работа имеет огромное значение для общества. Ведь у большинства людей, обратившихся за помощью, просто нет таких денег, чтобы оплатить аналогичные услуги у частных юристов.
Зачастую это люди в возрасте, слабо разбирающиеся в правовых нюансах. А суммы на кону стоят немалые. Большинство обращений связано с телефонным и интернет-мошенничеством. Стало больше случаев, когда мошенники используют персональные данные жертв для заключения от их лица кредитных договоров через Госуслуги. Многие пострадавшие узнали о своей задолженности только после звонка коллектора или получения судебного приказа! А некоторые обнаружили, что стали жертвами киберпреступников, когда уже приставы начали списывать деньги с их банковских счетов...
Но не надо отчаиваться. Депутат Антон Немкин подчёркивает: не стоит думать, что вы остались со своей бедой один на один. Специалисты Центра успешно добиваются признания таких договоров займа недействительными.
Кто может обратиться за помощью? Абсолютно любой гражданин России. В Центр обращаются и жители больших городов, и проживающие в малых городах и селах.
Профилактика – лучшая защита от цифровых угроз
К сожалению, зачастую причиной проблем становится неосторожное поведение самих людей, отмечает Антон Немкин. Не все задумываются, какой цифровой след они оставляют в интернете, кому доверяют свои данные.
Для повышения киберграмотности граждан в рамках партийного проекта «Цифровая Россия», который курирует Антон Немкин, было запущено «Цифровое волонтёрство». Волонтёры знакомят всех желающих не только с важнейшими навыками работы в интернет-среде, но и с принципами кибербезопасности. «Мы видим чёткий запрос от граждан на повышение цифровой грамотности и получение навыков, которые помогут защититься от действий мошенников», – комментирует парламентарий.
В апреле Центр правовой помощи и «Цифровая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, чтобы обмениваться опытом и проводить просветительские мероприятия. Кроме того, организации планируют совместную разработку законодательных инициатив в сфере ИТ.
«Совместная работа позволит нам оперативно реагировать на возникающие вызовы. Главная цель, которую мы преследуем – создание безопасного и комфортного цифрового пространства, в котором права и интересы пользователей стоят на первом месте», – говорит Антон Немкин.