В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

Как на Уралвагонзаводе делали дирижабли, один из которых стал героем знаменитого фильма (фото)

Принято считать, что эра воздухоплавающих кораблей в нашей стране закончилась в 1940-е годы, на самом деле история дирижаблестроения продолжалась в 1960-е. И не где-нибудь, а на Уралвагонзаводе!

Уралвагонзавод всем известен как производитель бронетехники и подвижного состава. Но практически никто уже не помнит, что сотрудники УВЗ в 1960-х годах занимались дирижаблестроением, и вполне успешно!

Идейным вдохновителем и главным "мотором" этого направления стал инженер-конструктор танкового КБ предприятия Давид Залманович Бимбат. В конце августа ему исполнилось бы 95 лет.

Давид Бимбат родился в Нижнем Новгороде и с детства увлекался романами Жюля Верна, грезил путешествиями по воздуху. Также внимательно изучал труды Константина Циолковского. Воевал. В 1956 году окончил моторостроительный факультет Казанского авиационного института. Был направлен в Нижний Тагил в танковое КБ (сегодня - Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения).

В начале 1960-х он создал общественно-конструкторское бюро по дирижаблестроению. Кроме самого Бимбата в ОКБ входили еще несколько десятков молодых инициативных инженеров, конструкторов и экономистов. Энтузиасты заседали вечерами, после работы, в одном из районных Дворцов пионеров Нижнего Тагила. Они составили конкретный план работы, который одобрили московские дирижаблисты, договорились о совместной работе с Московским бюро. Занялись экономическими расчетами по эксплуатации дирижаблей и эскизным проектированием грузовых гондол и оболочек.

Почему в СССР прекратили выпускать дирижабли? Их оболочки заполнялись водородом – горючим и взрывоопасным газом. Кроме того, с развитием авиации и в условиях Великой Отечественной войны дирижабли в связи с тихоходностью и плохой маневренностью отошли на второй план. Но появился гелий – легкий, относительно недорогой и негорючий газ. И все чаще от полярников, геологов, лесников, охотников и ученых стал звучать призыв вернуть дирижабли в народное хозяйство.

Первый заказ общественное КБ получило... от Центральной студии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, которая приступила к экранизации романа "Гиперболоид инженера Гарина" и где по сценарию в кадре должен был лететь дирижабль.

Необходимый проект тагильскими конструкторами был сделан в рекордно короткий срок – за два месяца. Давид Залманович был готов построить настоящий дирижабль, однако студия не поддержала эту идею и попросила лишь действующий макет.

"Урал-2" поднялся в воздух 18 марта 1965 года - в день, когда Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Кстати, Бимбат взял управление агрегатом на свой страх и риск в свои руки - ведь удостоверения пилота он не имел. В течение двух недель макет выполнил еще ряд полетов, и кадры с его участием вошли в знаменитую советскую картину. "Урал-2" стал первым отечественным дирижаблем с оболочкой, наполненной гелием.

После этого в адрес директора Уралвагонзавода полетели заказы на дирижабли: от "Главтюменьнефтегаза", Тюменского территориального геологического управления, Министерства заготовок сельхозпродуктов РСФСР и многих других организаций. Однако финансирования не было.

Несмотря на все сложности, Давид Залманович продолжал работы, но уже в Свердловске. В начале 1980-х в воздух поднялся "Урал-3" (уменьшенная копия). Он должен был помогать в освоении севера Тюменской области: перевозить грузы, проводить линии электропередач, доставлять к месту работы геологов, буровиков, геодезистов. Однако и этот проект не получил поддержки на высшем уровне.

«Урал-3»
"Урал-3"

Скончался Давид Залманович 6 июля 2008 года.

По материалам nakanune.ru, tagilka.ru. Фото: uralvagonzavod.ru

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх